Дознаватель таможенного органа: правовой статус, функции, полномочия

Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов Российской Федерации и ее безопасности.

Борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела – одна из важнейших задач, стоящих перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием). Таможенные органы являются правоохранительными. Наделены правом проведения предварительного расследования в форме дознания, а также неотложных следственных действий в пределах своей компетенции. В целях выявления, предупреждения, пресечения преступлений в сфере таможенного дела, таможенные органы РФ наделены правом оперативно-розыскной деятельности.

Данная деятельность таможенных органов регулирования следующими нормативными актами: УК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ № 144 от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ № 3 от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»; ФЗ № 150 от 13.12.1996г. «Об оружии».

Дознание в системе таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания.

Дознание в уголовном процессе выступает как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и обеспечивает предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.

Дознание делится на две разновидности: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Таможенные органы правомочны осуществлять обе разновидности дознания.

Возбуждение уголовного дела – это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, проводится в течение 10 дней. Этот срок является максимальным и продлению не подлежит, в том числе и прокурором.

По всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, предварительное следствие обязательно.

Таможенные органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по “горячим” следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.

Таможенные органы обязаны пресечь преступление и задокументировать доказательства, в отношении которых имеется реальная угроза утраты, в том числе в результате явлений природы, умышленных действий или по неосторожности. Кроме того, таможенные органы также должны принять меры уголовно-процессуального принуждения, исключающие уклонение лица, совершившего преступление, от расследования и суда.

Наряду с неотложными следственными действиями орган дознания правомочен избрать любую меру пресечения, в том числе заключение под стражу, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона.

Следователь вправе в любой момент дознания изъять уголовное дело у таможенного органа и принять его к своему производству.

После передачи дела таможенный орган может проводить по данному делу только неотложные следственные действия по письменному поручению следователя или прокурора.

Руководство дознанием осуществляется начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ФТС РФ, начальниками региональных таможенных управлений и таможен или лицами, их замещающими.

Дознаватель возбуждает уголовное дело и выполняет все следственные действия от своего имени. При выполнении всех следственных действий по делу он обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей

Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий.

При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться уголовным законодательством Российской Федерации.

В Управлении по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил для непосредственного осуществления функций, связанных с организацией и руководством дознания, в таможенных органах создан отдел организации дознания по делам о таможенных правонарушениях.

Основные задачи отдела дознания заключаются в том, чтобы при наличии признаков преступлений возбуждать в зоне деятельности таможни уголовные дела, проводить по ним дознание, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Для выполнения возложенных задач отдел дознания:

- при получении данных о подготовляемой или совершаемой контрабанде либо иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, участвует совместно с другими отделами таможни в проведении таможенного контроля с целью выявления и пресечения таких преступлений, изобличения лиц, их совершивших, и процессуального закрепления следов преступления и иных доказательств;

- при обнаружении признаков контрабанды и иных преступлений, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, если такие признаки выявлены в процессе проведения таможенного контроля или при производстве таможенного оформления либо в результате проверки сообщений о совершении указанных преступлений, возбуждает в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, с согласия руководства таможни по таким фактам уголовные дела и проводит по ним дознание;

- во взаимодействии с другими отделами таможни, оперативными и следственными подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ и налоговой полиции РФ принимает в случаях, вызванных необходимостью, участие в проведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактов контрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данные преступления;

- в случаях, вызванных необходимостью, совместно с отделом таможенных расследований проверяет дела о нарушении таможенных правил на предмет установления фактов контрабанды и иных преступлений, производство дознаний по которым отнесено к компетенции таможенных органов, необоснованно квалифицированных в таможне и в подчиненных таможне таможенных постах как нарушение таможенных правил.

- при подтверждении неправильной квалификации готовит проекты постановлений об отмене состоявшихся решений о привлечении к административной ответственности и выносит постановления о возбуждении по данным фактам уголовных дел.

     При обнаружении признаков преступлений непосредственно таможенными постами производство дознания осуществляется силами отделов дознания таможен Российской Федерации, которым подчинены данные посты. При обнаружении признаков преступлений акцизными таможенными постами, находящимися в непосредственном подчинении региональных таможенных управлений, дознание осуществляется силами отделов дознания таможен, определенных соответствующим региональным таможенным управлением.

     При удаленности таможенных постов от таможен и невозможности немедленного выезда инспекторов-дознавателей таможни на пост при обнаружении там признаков преступления, инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов дознания таможен, находятся там постоянно.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе прохождения производственной практики с 10.06.2020 по 07.07.2020 с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на кафедре уголовно – правовых дисциплин и в Юридической клинике Российской таможенной академии были выполнены все поставленные цели и задачи, а также индивидуальные задания в полном объеме.

В ходе прохождения производственной практики на кафедре уголовно – правовых дисциплин были получены знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин образовательной программы, изучены принципы анализа и систематизации собранного материала и различные методики проведения научных исследований. Улучшены навыки работы с нормативными правовыми актами, в том числе посредством использования информационных справочным правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант».

По итогам прохождения производственной практики в Юридической клинике РТА были получены следующие знания, умения, навыки:

1) получены знания по тематике организации и правовому обеспечению оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, в том числе в юридических клиниках при образовательных организациях высшего образования;

2) приобретены умения организации и ведение приема и регистрации обращений лиц по вопросам оказания юридической помощи (по телефону);

3) получены навыки осуществления межличностной коммуникации с представителями социально незащищенных слоев населения, обращающихся за правовым консультированием;

4) улучшены навыки работы с нормативными правовыми актами, материалами судебной практики, в том числе посредством использования информационных справочным правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант»;

5) получены навыки поиска и работы с иными источниками по тематике задач правового консультирования (индивидуальные правовые акты, свидетельства о праве собственности, решения административных органов);

6) выполнены поставленные индивидуальные задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: