Конечной целью работы школьного врача является профилактика заболеваний учащихся в момент обучения в школе (профессиональные болезни, снижение травматизма, совершенствование физического развития).
I. Лечебно-профилактическая работа.
1. Оказание первой врачебной медицинской помощи обратившимся детям - ведение амбулаторного приема.
Организовать проведение углубленных медицинских осмотров.
Организовать проведение диспансерного наблюдения за вновь выявленными заболевшими,в течение года переводить детей из одной группы физического здоровья в другую (карты для наблюдения)
4. В соответствии с графиком работы оказывать консультативную помощь и отправлять к специалистам для лечения.
5. Весной лично осмотреть каждого ребенка и решить вопрос о нагрузке физической, нервной, эмоциональной в период летних каникул, и в соответствии с состоянием здоровья дать рекомендации о правильном соблюдении режима труда и отдыха во время каникул (индивидуальные карты).
6. Контроль за физическим воспитанием.
|
|
II. Противоэпидемическая работа.
Проводится любым врачом-педиатром, школьным врачом и врачом закрытого организационного коллектива в целях предупреждения коллективного распространения инфекционных заболеваний и сохранения здоровья детей.
1. Врач обязан лично составить списки по возрастам, сверить списки по классам, сделать выборку группы детей, которых необходимо вакцинировать в данный момент.
2. Врач должен организовать раннее выявление больных инфекционными заболеваниями в группах и классах. После выявления ребенка с инфекционным заболеванием обязан изолировать от коллектива, при необходимости госпитализировать.
3. организовать проведение текущей дезинфекции:
4. После проведения дезинфекционных мероприятий врач обязан наложить карантин. Для этого необходимо иметь журнал наложения и снятия карантина по группам и классам.
5. Проводить работу по профилактике пищевых отравлений.
III. Санитарно-гигиеническая работа.
1. Контроль за условиями труда и отдыха учащихся.
-Осуществление контроля за составлением расписания, регулирующего распределение учебной нагрузки учащихся.
-Обязан контролировать проведение уроков физкультуры
2. Обязан следить за организацией питания, которая имеет свою специфику: если школа общеобразовательная, то организация питания зависит от количества смен
3. Следить за санитарно-техническим состоянием всех помещений школы, их оснащением, оборудованием в соответствии с гигиеническими требованиями
IV. Профессиональная ориентация. (журнал по профориентации )
Врач школы совместно с дирекцией школы имеют связь с директорами заводов и фабрик, с военкоматами, средними специальными и высшими учебными заведениями и соответственно группам здоровья проводят распределение учащихся.
|
|
V. Санитарно-просветительская работа. Гигиеническое воспитание и обучение учащихся.
Если симптомы анафилактического шока возникли при введении ребёнку ЛС, следует немедленно прекратить его введение. Ребёнка укладывают горизонтально с приподнятым ножным концом кровати. Голову ребёнка поворачивают набок и приподнимают нижнюю челюсть. Если лекарственный препарат был введён в конечность, проксимальнее места введения необходимо наложить жгут (не более чем на 25 мин). Место внутримышечного введения препарата обкалывают 0,5% раствором новокаина с 0,1% раствором адреналина (0,3—0,5 мл). К месту инъекции прикладывают пузырь со льдом или холодной водой на 10— 15 мин. В другую руку подкожно вводят 0,1% раствор адреналина из расчёта 0,01 мл на 1 кг массы тела ребёнка.
Одновременно внутривенно или внутримышечно вводят глюкокортикоиды в дозе 5 м г/кг (в пересчёте на преднизолон), антигистаминные средства [хлоропирамин (супрастин), клемастин и др.].
При наличии бронхоспазма внутривенно медленно следует ввести аминофиллин (эуфиллин). По показаниям применяют сердечные гликозиды и аналептики [коргликон, строфантин, никетамид (кордиамин)]. При судорогах, нарушениях сердечного ритма, дыхательной недостаточности III—IV степени, артериальной гипотензии, сохраняющейся в течение 10—20 мин, показаны перевод больного на ИВЛ и проведение посиндромной интенсивной терапии.
Вопрос 27.Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей грудного возраста
ПОЛОСТЬ РТА
У новорождённого и детей грудного возраста полость рта имеет относительно небольшие размеры. Губы у новорождённых толстые, на их внутренней поверхности присутствуют поперечные валики. Круговая мышца рта развита хорошо. Щёки у новорождённых и детей раннего возраста округлые и выпуклые за счёт наличия между кожей и хорошо развитой щёчной мышцей округлого жирового тела (жировых комочков Биша), которые, начиная с 4-летнего возраста, постепенно атрофируются. Твёрдое нёбо плоское, мягкое нёбо короткое, располагается почти горизонтально. Нёбная занавеска не касается задней стенки глотки, что обеспечивает ребёнку возможность дыхания во время сосания. Язык у новорождённых короткий, широкий, толстый и малоподвижный, занимает всю полость рта.
Слизистая оболочка полости рта у детей, особенно раннего возраста, тонкая и легко ранимая, что необходимо учитывать при обработке полости рта. Выпячивание в виде валика присутствует и на слизистой оболочке щёк в щели между верхней и нижней челюстями и на твёрдом нёбе, валикообразные утолщения - на дёснах. Все эти образования обеспечивают герметизацию ротовой полости в процессе сосания. На слизистой оболочке в области твёрдого нёба по средней линии у новорождённых располагаются узелки Бона - желтоватые образования - ретенционные кисты слюнных желёз, исчезающие к концу первого месяца жизни.
СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
Слюнные железы у новорождённого характеризуются низкой секреторной активностью и выделяют небольшое количество густой вязкой слюны, необходимой для склеивания губ и герметизации ротовой полости во время сосания. Функциональная активность слюнных желёз начинает увеличиваться в возрасте 1,5-2 мес; у 3-4-месячных детей слюна нередко вытекает изо рта в связи с незрелостью регуляции слюноотделения и заглатывания слюны (физиологическое слюнотечение). Реакция слюны у новорождённых чаще нейтральная или слабокислая. Кислотность слюны с возрастом увеличивается. С первых дней жизни в слюне содержатся α-амилаза и другие ферменты, необходимые для расщепления крахмала и гликогена.
|
|
ГЛОТКА И ГОРТАНЬ Глотка и гортань новорождённых и грудных детей имеют воронкообразную форму. Вход в гортань располагается высоко над нижнезадним краем нёбной занавески и соединён с полостью рта. Пища движется по сторонам от выступающей гортани, поэтому ребёнок может одновременно дышать и глотать, не прерывая сосания.
СОСАНИЕ И ГЛОТАНИЕ - врождённые безусловные рефлексы. В полости рта ребёнка создаётся отрицательное давление, чему способствует опускание нижней челюсти вместе с языком вниз и назад. Затем в разрежённое пространство полости рта поступает грудное молоко. Все элементы жевательного аппарата новорождённого приспособлены для процесса сосания груди: губы в виде «хобота», десневая мембрана, выраженные нёбные поперечные складки и жировые тела в щеках. Приспособлением полости рта новорождённого к сосанию также служит физиологическая младенческая ретрогнатия, которая в дальнейшем превращается в ортогнатию.
ПИЩЕВОД. К рождению пищевод сформирован, но его анатомические сужения выражены слабо и формируются с возрастом. Слизистая оболочка пищевода у детей грудного возраста бедна железами.
ЖЕЛУДОК новорождённого имеет форму цилиндра, бычьего рога или рыболовного крючка, расположен высоко, по мере роста и развития ребёнка опускается. У детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, но как только ребёнок начинает ходить, он постепенно принимает более вертикальное положение.
Клапан Губарева (складка слизистой оболочки, вдающаяся в полость пищевода и препятствующая обратному забросу пищи) почти не выражен (развивается к 8-9 мес жизни), кардиальный сфинктер функционально неполноценен. Указанные особенности обусловливают возможность заброса содержимого желудка в пищевод и развитие пептического поражения его слизистой оболочки. Кроме того, склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте связана с отсутствием плотного обхватывания пищевода ножками диафрагмы, а также с нарушением иннервации при повышенном внутрижелудочном давлении. Срыгиванию способствует также заглатывание воздуха при сосании (аэрофагия) при неправильной технике вскармливания, короткой уздечке языка, жадном сосании, слишком быстром выделении молока из груди матери.
|
|
Секреторный аппарат желудка у детей первого года жизни развит недостаточно и функциональные способности его низкие. Желудочный сок ребёнка грудного возраста содержит те же составные части, что и желудочный сок взрослого: соляную кислоту, химозин (створаживает молоко), пепсины (расщепляют белки на альбумозы и пептоны) и липазу (расщепляет нейтральные жиры на жирные кислоты и глицерин).
У детей первого года жизни (в отличие от взрослых) отмечают высокую активность желудочной липазы, которая обеспечивает гидролиз жиров в отсутствие жёлчных кислот в нейтральной среде. Низкие концентрации соляной кислоты и пепсинов в желудке у новорождённых и детей грудного возраста определяют пониженную защитную функцию желудочного сока, но вместе с тем способствуют сохранности Ig, которые поступают с молоком матери. У грудных детей возможно повышение тонуса мускулатуры желудка в пилорическом отделе, максимальным проявлением которого является пилороспазм. В старшем возрасте иногда наблюдают кардиоспазм.
КИШЕЧНИК Тонкая кишка
После 1-го года жизни, по мере развития малого таза, расположение петель тонкой кишки становится более постоянным.
Двенадцатиперстная кишка У детей раннего возраста двенадцатиперстная кишка весьма подвижна
В верхней части двенадцатиперстной кишки происходит ощелачивание кислого желудочного химуса, подготовка к действию ферментов, которые поступают из поджелудочной железы и образуются в кишечнике, и смешивание с жёлчью.
Тощая кишка занимает примерно 2/5, а подвздошная 3/5 длины тонкой кишки (без двенадцатиперстной кишки). Подвздошная кишка заканчивается илеоцекальным клапаном (баугиниевой заслонкой). У детей раннего возраста отмечают относительную слабость илеоцекального клапана, в связи с чем содержимое слепой кишки, наиболее богатое бактериальной флорой, может забрасываться в подвздошную кишку, обусловливая высокую частоту воспалительного поражения её терминального отдела.
В тонкой кишке грудного ребёнка содержится сравнительно много газов, объём которых постепенно уменьшается вплоть до полного исчезновения к 7 годам (у взрослых в норме газов в тонкой кишке нет).
Слизистая оболочка тонкая, богато васкуляризирована и обладает повышенной проницаемостью, особенно у детей первого года жизни. У новорождённых в толще слизистой оболочки присутствуют одиночные и групповые лимфоидные фолликулы. Вначале они разбросаны по всей кишке, а в последующем группируются преимущественно в подвздошной кишке в виде групповых лимфатических фолликулов (пейеровых бляшек). Лимфатические сосуды многочисленны, имеют более широкий просвет, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от тонкой кишки, не проходит через печень, и продукты всасывания попадают непосредственно в кровь
У детей в грудном возрасте в период молочного питания доминирует мембранное пищеварение.
К особенностям усвоения белка у детей раннего возраста следует отнести высокое развитие пиноцитоза эпителиоцитами слизистой оболочки кишки, вследствие чего белки молока у детей первых недель жизни могут переходить в кровь в малоизменённом виде, что может приводить к появлению АТ к белкам коровьего молока. У детей старше года белки подвергаются гидролизу с образованием аминокислот.
Уже с первых дней жизни ребёнка все отделы тонкой кишки обладают достаточно высокой гидролитической активностью. Активность лактазы быстро нарастает в последние недели гестации. Высокой она остаётся на протяжении периода грудного вскармливания. Следует отметить, что β-лактоза женского молока абсорбируется медленнее, чем α-лактоза коровьего молока, и частично поступает в толстый кишечник, что способствует формированию грамположительной кишечной микрофлоры у детей, находящихся на грудном вскармливании.
Брожение в кишечнике грудных детей дополняет ферментативное расщепление пищи.
Толстая кишка К концу первого года жизни она удлиняется до 83 см а в последующем её длина примерно равна росту ребёнка. Ленты ободочной кишки, гаустры и сальниковые отростки окончательно формируются к 6-7 годам. Червеобразный отросток у новорождённого имеет конусовидную форму, вход в него широко открыт (клапан формируется на первом году жизни), обладает большой подвижностью из-за длинной брыжейки и может помещаться в любой части полости живота, в том числе ретроцекально.
Толстая кишка обеспечивает резорбцию воды и эвакуаторно-резервуарную функцию. В ней завершается всасывание переваренной пищи, расщепляются оставшиеся вещества (как под влиянием ферментов, поступающих из тонкой кишки, так и бактерий, населяющих толстую кишку) и происходит формирование каловых масс.
Слизистая оболочка толстой кишки у детей характеризуется рядом особенностей: углублены крипты, эпителий более плоский, выше скорость его пролиферации.
Прямая кишка у новорождённого имеет цилиндрическую форму, не имеет ампулы (её формирование происходит в периоде первого детства) и изгибов (формируются одновременно с крестцовым и копчиковым изгибами позвоночника), складки её не выражены.