Дух-покровитель и духи помощники в шаманизме

У каждого шамана есть свой дух-покровитель. Он является неотъемлемой частью шамана. В основном это душа жившего некогда на земле шамана, в исключительных случаях — кого-либо из небожителей, но всегда второстепенных, так как человеческое тело не может вынести мощи великих богов. Дух-покровитель всегда витает поблизости от излюбленного им человека и охотно является всякий раз на его зов, в том числе и во время камлания. В трудные минуты он помогает шаману, заступается за него, дает совет. Помимо духа-покровителя, у каждого шамана есть и духи-помощники, которых ему дает его дух-покровитель. Они выполняют его поручения, помогают сражаться с враждебными духами, узнают то, что сокрыто от других людей. Чем больше у шамана духов-помощников, тем он считается сильней. В древности люди верили в то, что плохие шаманы-колдуны насылают своих духов-помощников в тела своих жертв, чтобы сделать их больными или убить. В этих случаях шаманы-целители пользовались своими духами-помощниками для борьбы и изгнания враждебных духов из тела больного. Есть у шамана и другие духи, которые приходят к нему во время шаманства. В Сибири их называют «кальяны». Они ведут себя чрезвычайно развязно и могут бесцеремонно спросить у присутствующих на камлании: есть ли у них половые органы. Если человек по неосторожности ответит на такой вопрос положительно, то обязательно заболеет половым бессилием. Во время камлания шаман разговаривает с духами-кальянами, задает им вопросы и дает от их имени ответы. В зависимости от силы своих духов-покровителей шаманы подразделяются на три группы: 1. Последние шаманы — это, собственно, не шаманы, а разные странные люди (юродивые, истеричные и т. п.). Они обладают способностью толковать и видеть вещие сны, могут ворожить, лечить легкие болезни, но не могут справлять больших шаманств с барабанным боем, заклинаниями и принесением жертв. 2. Средние шаманы — это обыкновенные колдуны, обладающие волшебной силой разной степени, которая зависит от таланта и силы своих духов-покровителей. 3. Великие шаманы — это могучие чародеи. Считается, что их дух-покровитель ниспослан им самим Богом. Их зову благосклонно внимает сам Властелин Тьмы. Одновременно на всей земле может быть только четыре «великих шамана».

ИСТОРИЯ ШАМАНИЗМА

Прежде всего, надо отметить широкое, хотя и не беспредельное распространение шаманизма. Шаманизм практиковали народы Сибири, Урала, Севера. Под именем нойдов существовали шаманы у лапландцев, у венгров — талтосы. У казахов и киргизов шаманов называют бакши или бахши — одаренный чародейской силой и знанием врач, поэт и музыкант в одном лице. К сибирским шаманам близки в формах своей деятельности цыганские шаманки-човали. В Турции существует клан танцующих дервишей-суффиев — бекташей, мистерии и ритуалы которых весьма сходны с шаманскими. Не надо забывать и о таинственной гаитянской прошаманской религии вуду. По мнению авторитетных исследователей, все эти формы, вплоть до сибирской, восходят к древнему культу Митры, который был занесен в Центральную Азию из античного мира в форме мало известной религии «бон», в которой слились элементы митраизма и староиранского зороастризма. Из бона шаманский элемент проник в культы Тибета, Бутана, Сиккима, Внутренней Монголии. Китайские ву, малайские поянш, эскимосский ангакок, грузинские кадаги, сибасо с Суматры — все это воплощения шамана. Нечто подобное шаманизму существует и у племен Австралии, Южной Африки и Америки. Одно из замечательнейших свойств шаманских ме­тодов — их сходство во всех концах планеты. Так, в Австралии, Северной и Южной Америке, Сибири и Центральной Азии, Восточной и Северной Европе, Южной Африке шаманские методы, по сути, одинаковы. Те же методы были известны в античных культурах Средиземноморья. Колдуны средневековой Европы, находясь под гнетом инквизиции, также практиковали подобные методы. Один из современных антропологов заметил: «Где бы шаманизм ни встречался в наши дни, — будь то в Азии, Австралии, Африке или Америке, — шаман действует одним и тем же способом и со сходной техникой, — как хранитель психического и экологического равновесия своего племени и его членов, как посредник между видимым и невидимым мирами, как хозяин духов, как сверхъестественный врачеватель и т.д. Шаман способен подняться над человеческим со­стоянием и свободно проходить туда и обратно сквозь разные космические пространства...» Известный исследователь культуры народов Севера Л. Я. Штернберг считал: «Талант шамана — не дар, а бремя». В шаманских генеалогиях заметна как бы некая тенденция к истреблению рода — избранничество не давалось даром. Искусство шамана никогда не было наследственным в прямом смысле слова, однако оно имело «родовую приуроченность». Считалось даже, что великим (наиболее сильным) шаманом может стать только тот, у кого в роду было не менее 10 шаманов-предшественников, которые становились духами-покровителями по отношению ко вновь избранному. Шаманскими способностями обладают как мужчины, так и женщины. Однако во многих обществах женщинам приходится так много заниматься хозяйством и уходом за детьми, что им просто не хватает времени, чтобы стать шаманами. В таких обществах шаманами обычно бывают мужчины. Так, например, у племени хиваро женщины постоянно заняты приготовлением пищи, воспитанием детей и садоводством. А когда дети вырастают, женщины хиваро иногда становятся шаманами, причем достаточно могущественными. В средние века женщины, особенно пожилые вдовы, часто становились знахарками. Инквизиция называла их «ведьмами», так же как многие миссионеры до сих пор называют шаманов «колдунами». Вообще женский элемент в колдовстве играет значительную роль. Часто шаманы надевали женское платье. Шаманы обычно носят длинные волосы, которые зачесывают и заплетают по-женски. Существует даже поверье, что шаман-мужчина способен рожать наравне с женщинами (правда, рожает он якобы не детей, а животных — щенят, утят, рыб и т. д.). Весь ход колдовства носит любострастный характер: песни сплошь унизаны намеками и сравнениями, заимствованными из области половых отношений, в танцах присутствуют неприличные жесты и движения. Многие шаманы гермафродиты, т.е. двуполые. Есть и такие шаманы, которые предпочитают однополую любовь. Психика любого шамана не может считаться нормальной.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: