Предпринимательство: понятие, сущность, формы. Возможности и ограничение бизнеса в здравоохранении. Определение предпринимательства в Гражданском Кодексе РФ

Предпринимательство - это деятельность, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов, ведущаяся с целью извлечения дохода и преумножения собственности. В предпринимательстве выделяют три главных компонен­та: производство продукции, коммерция, коммерческое посредничество.

Основу предпринимательства (бизнеса) составляет многообразие ви­дов собственности на средства производства, особенно в здравоохранении. Именно собственность определяет специфику предпринимательства.

Одно из определений понятия «собственность» гласит: «Собствен­ность – это п ризнаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина, фирмыили государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом или экономическим ресурсом». Иначе говоря, это 1) отношение присвоения средства и продуктов производст­ва в любой сфере     деятельности; 2) отношение хозяйского использования  (основных средств, материалов, медикаментов, денег и т.п.); 3) отношение экономической реализации собственности (в том числе получение от нее доходов).

 В соответствии со ст.212 п.1 ГК РФ «в Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собст­венности. Права всех собственников защищаются равным образом и к этим правам относятся: права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Условиями для бизнеса являются следующие:

- свобода хозяйственной деятельности (особенно в использовании имущества);

- свобода в выборе того, что и как производить, у кого покупать и кому продавать;

- свобода в назначении цен;

- свобода в распоряжении прибылью после уплаты налогов.

Эта свобода предпринимательства применительно к здравоохранению может быть ограничена соображениями морально-этического порядка, противоречиями между сутью деятельности и рыночными условиями хозяйствования.

Ограничения сферы действия бизнеса в здравоохранении:

- противоречие между источниками финансирования и свободой ис­пользования средств организациями здравоохранения;

- трудности определения конечного результата в стоимостных пока­зателях;

- отсутствие «рыночной самонастройки» пациента;

- «коллективный характер» потребления некоторых медицинских ус­луг (в условиях эпидемий);

- низкая покупательная способность населения (как ограничение спроса на медицинские услуги);

- социальная значимость здравоохранения как отрасли националь­ного хозяйства (что требует вмешательства государства и делает невоз­можными исключительно рыночные отношения);

- недостаточность налоговых льгот (ограничение предложения услуг со стороны организаций здравоохранения);

- сложившаяся традиция «бесплатности» медицинской помощи в российском обществе;

- система бухгалтерской отчетности, не приспособленная в достаточ­ной степени к отражению коммерческой деятельности учреждений здраво­охранения РФ.

Однако следует отметить, что большинство медицинских услуг приоб­ретает коммерческую природу, поэтому предпринимательство в здравоохра­нении возможно; оно имеет организационно-правовые формы, разрешенные законодательством Российской Федерации, и продолжает развиваться. За­фиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов выступает как его «ор­ганизационно-правовая форма».

В сегодняшнем отечественном здравоохранении существуют следующие виды собственности: частная, коллективная, государственная, муниципальная и смешанная собственность, что является одним из условий развития предпринимательства.

Деятельность юридических лиц в области предпринимательства регулируют статьи 48-123 ГК РФ. Все юридические ли­ца делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерчески е организации могут быть представлены: хозяйственными товариществами, хо­зяйственными обществами (например, акционерным обществом), производст­венными кооперативами (медицинскими кооперативами в том числе), государ­ственными и муниципальными унитарными предприятиями. Некоммерческие организации объединяют: учреждения, фонды, ассоциации и союзы, общест­венные и религиозные организации, потребительские кооперативы.

Такое многообразие организационно-правовых форм предпринима­тельства связано с многообразием форм собственности (схемы 2,3,4).

 

 

Схема 2. Юридические лица – коммерческие организации                    

 

 


 


 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: