Истоки и развитие уголовно-исполнительного законодательства (в период до начала XIX в.)

Формирование пенитенциарного законодательства началось при становлении государства Древней Руси. Наиболее извест­ным памятником древнерусского права, содержащим нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, является Русская Правда, которая базировалась на существовавших обычаях и сложившейся практике наказания за опасные деяния. Исходя из обычая, в качестве наказания за убийство допускалась кровная месть, то есть разновидность смертной казни, приводимая в исполнение родственниками убитого. В подавляющей части статей предусматривалось наказание вирой - денежным штра­фом, который поступал князю или потерпевшему. Размер виры зависел от характера и тяжести преступления, сословного поло­жения потерпевшего и преступника. Например, за убийство слуг князя следовала повышенная вира: за тиуна - княжеского уп­равляющего, в том числе из холопов - 80 гривен, сель­ского старосты - 12 гривен, а за рядовых княжеских слуг, за смердов и холопов - более низкая (5 гривен).

Пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления русского централизованного государ­ства. Основными источниками права этого периода были Су­дебники 1497 и 1550 гг.

Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударст­венных деянии. Тюремное заключение в Судебнике не упомина­ется, однако, преступников могли помещать в монастырские подвалы и башни па срок «сколь государь укажет». Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать заключенных. Наказания приобретают более суровый характер и их целью является устрашение населения. Однако они были значительно легче, нежели в странах Западной Европы.

Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась при­мерно в 10 случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало правило, согласно которому госу­дарь мог помиловать приговоренного. Наиболее распространен­ными способами смертной казни были: отсечение головы, по­вешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни носила публичный характер и имела цель уст­рашения.

На практике смертная казнь в этот период применялась не так часто. Большое влияние оказывала национальная идеология, в соответствии с которой преступник после смерти отвечал пе­ред Богом, а светская власть не вправе предрешать его судьбу. В русском государстве не были распространены изуверские способы казни, свойственные Европе. Довольно широко в Судебниках представлены телесные на­казания, к которым относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой площади. Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоя­тельного наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания для несостоятельных должников.

Тюремное заключение предусматривается впервые как само­стоятельное наказание в Судебнике 1550 г. в 21 случае. Причем закон не указывает сроки тюремного заключения. Оно применя­лось, как правило, в сочетании с другими видами наказания.

Новым этапом развития системы уголовных наказании и их исполнения явилось принятие Соборного Уложения 1649г. Преступления в Уложении представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает устрашающее начало наказания и процесса его исполнения. Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом). Осужденным к смертной казни предусмат­ривалась отсрочка исполнения в целях покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных на­казаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, наказания, устрашающие население. К такого рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук, отрезание ушей и т.п.

В этот период появляется новое уголовное наказание — ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения. Предпосылками возникновения и широкого примене­ния ее в дальнейшем явилось присоединение Россией Сибири. К концу XVII века ссылка становится самой массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к 1662 г. на одну десятую состояло из ссыльных.

Соборное Уложение предусматривало применение принципа талиона и принципа неопределенности наказания. Так, лишение свободы назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на строитель­ство тюрем и содержание тюремной администрации.

Закон четко определял цели тюремного заключения, которые заключались в обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.

Следующим важным нормативным правовым актом был Во­инский артикул 1716 г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения. Наказания становятся бессистемными. На первое место выходит не желание исправить преступника, а его устрашение. Законодательство петровского периода было самым жестоким за всю историю страны. Практи­ковались заимствования из Европы, например, ссылка на гале­ры.

Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания, связанный с лишением свободы — поселение на ка­торгу. В отношении тюрем было установлено «государево жа­лование» в размере двух алтын в день на человека, что не сни­мало проблему питания заключенных. Осужденные в основном кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из осужденных, просящий милостыню и продавав­ший сделанные арестантами изделия.

При Петре I пенитенциарная система получает новый импульс развития. Широкое распространение находят каторжные работы и ссылка. При Петре I начинает активнее использоваться такой вид наказания, как лишение свободы в виде содержания в тюрьме либо заключения в специальные места в военных лагерях (ст.,ст.12,48 Воинского артикула).

Подтверждением формирования системы правосудия является криминализация побега, совершенного лицом, приговоренным к ссылке. Так, Закон от 22 января 1692г.
предусматривал ответственность заклейменных беглых преступников.

Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина П., которая в первые годы своего правления составила Проект об устройстве тю­рем. Проект предусматривал разделение заключенных но полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, созда­ние особых тюрем для различных категорий осужденных, па-пример, для приговоренных к смертной казни.

Проект состоял из 100 статей распределенных по трем разде­лам:

1) о строении тюрем разного наименования для заключенных
разных групп;                                    

2) о содержании заключенных;

3) о тюремной администрации.

Проект предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на «вольном воздухе». Говоря о режиме порем, проект устанавливал за неимущими заключенными пра­во на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда.

Для общего надзора за местами заключения в губернии про­ект создавал специальную должность тюремного смотрителя.

Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреж­дение об управлении губерниями поручило прокурору осущест­влять надзор за смирительными домами, предписывая ему по­сещать эти учреждения не менее одного раза в неделю.

Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы 1799 г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по по­лу, сословию и характеру совершенного преступления. Регули­ровался порядок свиданий.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: