Наименование критерия | Сущность и содержание |
1 | 2 |
Внутренняя эффективность | Оценивается с точки зрения возможностей управления внутренними ресурсами (затратами и капиталом) |
Внешняя эффективность | Характеризует адаптивность предприятия и гибкость системы управления |
Общая эффективность | Оценивается с точки зрения совокупных возможностей предприятия |
Рыночная эффективность | Показывает насколько полно удовлетворяются запросы потребителей и других заинтересованных субъектов |
Оптимальная эффективность | Характеризует рациональное использование всех ресурсов предприятия |
Стратегическая эффективность | Отражает степень достижения целей управления |
Тактическая эффективность | Характеризует экономичность решений по использованию ресурсов на предприятии |
Коммерческая эффективность | Оценивается путем соотношения финансовых результатов и затрат на их получение, характеризует решения по достижению требуемой нормы доходности |
Бюджетная эффективность | Определяется как превышение доходов над расходами при реализации проекта по совершенствованию управления предприятием |
Экономическая эффективность | Учитывает затраты и результаты деятельности предприятия, затрагивающие интересы всех участников |
Интегральная эффективность | Определяется путем произведения показателей, используемых для оценки эффективности предприятия и системы управления |
При построении системы менеджмента предприятия важное место занимает оценка внутренней эффективности процессов управления, которая показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике целей предприятия и отдельных групп. Наиболее важными считаются цели увеличения объема продаж, прибыли, доли рынка и обеспечения конкурентных преимуществ.
|
|
В зарубежной практике часто при оценке эффективности управления используют показатель максимизации темпов продаж, рассчитанный в соответствии с двумя переменными: инвестициями и прибыли. Использование этих переменных как независимых объясняется тем, что инвестиции формируются как из прибыли, так и из внешних источников финансирования. Максимизация темпов продаж в ближайшей перспективе может привести к снижению нормы прибыли, но в долгосрочном плане она обеспечивает рост объема прибыли.
Внутренняя эффективность управления предприятия всецело зависит от уровня совокупной производительности труда. Повышение индивидуальной производительности труда должно обеспечиваться действующим на предприятии механизмом мотивации. Рост производительности всей производственной системы зависит от использования методов научной организации труда, степени технического оснащения производства, рациональности использования ресурсов и эффективности методов управления.
|
|
С учетом двойственной природы производительности система управления должна строиться на основе эффективной мотивации труда при рациональном сочетании горизонтального и вертикального его разделения и на основе используемых производственных и информационных технологий. Следовательно, эффективность управления предприятием зависит от уровня эффективности управления персоналом и уровня эффективности управления организационно-техническими элементами производственной системы.
В стратегическом анализе показатель производительности важен как составляющий при определении уровня затрат на единицу продукции. Так как в общем понимании эффективность отражает результативность управления производством, то для получения прибыли стоимость продукции должна превышать затраты на ее изготовление. Следовательно, в эффективном производстве соотношение данных показателей должно быть больше или равно единице, т.е. эффективность достижения целей управления определяется понятием «эффективность затрат». Целесообразно, чтобы для всех подразделений предприятия была разработана единая процедура определения производительности и эффективности.
Важнейшими механизмами управления эффективностью деятельности являются процессы мотивации работников и обратные связи, с помощью которых происходит приспособление предприятия к меняющими и условиям. В этих процессах активно участвуют не только менеджеры, ни и все заинтересованные группы как внешние (потенциальные инвесторы, кредиторы, потребители и поставщики), так и внутренние (рабочие, профсоюзы и неформальные группы).