Живопись и скульптура

 

Первая половина XIX в. стала временем дальнейшего развития основных жанров живописного искусства, которые сложились в предшествующее столетие: портрета, пейзажа, натюрморта, бытовой и исторической живописи. В этот период живописное искусство, как и все другие сферы художественной культуры (прежде всего, литература и архитектура), находилось в процессе смены нескольких художественных стилей, что достаточно четко просматривалось в творчестве многих художников той поры: классицизма, академизма, сентиментализма, романтизма и, наконец, реализма.

В начале XIX в. в живописном искусстве безраздельно господствовал классицизм и академизм, основными чертами которого были мифологические, библейские и исторические сюжеты, многоплановая и многофигурная композиция и особая помпезность изображения.

Признанным главой русского академизма в живописном искусстве был Федор Антонович Бруни (1799―1875), который двадцать лет занимал пост ректора Академии художеств по отделению живописи и ваяния. Среди самых известных его работ следует назвать такие полотна, как «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка, поящая Амура» (1828), «Воздвижение Моисеем Медного змия» (1827–1841) и «Портрет А.С. Пушкина на смертном одре» (1837). Значительное место в творчестве художника занимала работа по внутреннему убранству Исаакиевского и Казанского соборов Петербурга и храма Христа Спасителя в Москве, для которых он сделал огромное количество различных фресковых картонов и икон, например, знаменитые образы «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение», «Моление о чаше» и знаменитую икону «Покров Пресвятой Богородицы» для алтаря Казанского собора в Петербурге.

Другим выдающимся представителем русской академической школы, который органически сочетал в своем творчестве и приемы других живописных стилей, был Карл Павлович Брюллов (1799–1852). Основы своего профессионального образования он получил в Академии художеств. Получив Большую золотую медаль за картину «Явление Аврааму трех ангелов» (1821), он был направлен на учебу в Италию, где в течение многих лет (1822–1835) оттачивал свое мастерство, копируя работы С. Рафаэля и других великих мастеров итальянского Возрождения. К этому же времени относится и создание таких известных полотен мастера, как «Итальянское утро» (1823), «Итальянский полдень» (1827), «Вирсавия» (1831) и «Всадница» (1832). Здесь же в Италии К.П. Брюллов создал самую знаменитую свою работу «Последний день Помпеи» (1830―1833), которая произвела настоящий фурор и в Европе, и в России.

Возвращаясь в Россию, он посетил Османскую империю и Грецию, что позднее отразится в его творчестве созданием целого ряда новых картин и акварелей: «Турок, садящийся на коня» (1835―1836), «Турчанка» (1837―1839), «Бахчисарайский фонтан» (1849) и «Сладкие воды в Константинополе» (1849). В историю русского живописного искусства К.П. Брюллов вошел как блестящий мастер «парадного» и «интимного» портрета. Его кисти принадлежали такие полотна, как «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830), «Портрет графини Ю.П. Самойловой с арапчонком» (1832), «И.П. Витали за работой» (1836―1837), «Портрет генерала В.А. Перовского» (1837), «Портрет поэта В.А. Жуковского» (1838), «Портрет М.А. Бланк» (1840), «Портрет баснописца И.А. Крылова» (1841), «Автопортрет» (1849) и многие другие. К.П. Брюллов был блестящим педагогом, будучи профессором Академии художеств (1836―1852), он создал собственную «художественную школу», в которой обучались основам живописного искусства П.И. Федотов, Т.Г. Шевченко и другие.

Крупнейшим мастером русской академической школы был Александр Андреевич Иванов (1806―1858). Свое профессиональное образование он получил в стенах Академии художеств, где больше двенадцати лет учился в качестве вольнослушателя. К этому времени относятся первые его работы «Минин и Пожарский» (1823), «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824) и «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827). В 1830 г. он уехал в Италию, где, прожив более четверти века, создал ряд полотен на библейские сюжеты: «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831―1833), «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831―1834), «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (1833―1835) и самую знаменитую и грандиозную свою работу «Явление мессии», или «Явление Христа народу», над которой он работал больше двадцати лет (1836–1857).

В этот же период он написал несколько десятков интересных пейзажных работ и акварельных этюдов: «Дерево в парке Гиджи», «Ветка», «Аппиева дорога», «Понтийские болота», «Два мальчика на фоне пейзажа», «На берегу Неаполитанского залива», «Жених, покупающий кольцо невесте» и другие.

Первая половина XIX в. стала временем дальнейшего расцвета русской портретной живописи, видными представителем которой был признанный мастер парадного и психологического портрета Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825), создавший в этот период целую серию новых работ: «Портрет князя А.Б. Куракина» (1801―1802), «Портрет княгини М.П. Долгорукой» (1803), «Портрет А.Е. Лабзиной с воспитанницей С.А. Мудровой» (1803), «Портрет графини А.И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой» (1803), «Портрет писательницы Анны де Сталь» (1812) и другие.

Лучшие традиции русской портретной школы продолжил в своем творчестве выдающийся живописец Орест Адамович Кипренский (1782–1836), который стал родоначальником романтического направления в портретной живописи. В 1803 г. он окончил Академию художеств и вскоре заявил о себе как о прекрасном рисовальщике и портретисте. В начале своей творческой карьеры он пишет первые портретные полотна, в том числе «Портрет отца А.К. Швальбе» (1804), «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805), «Портрет И.В. Кусова» (1808), «Портрет княгини А.В. Щербатовой» (1808), «Автопортрет с кистями за ухом» (1808–1809), «Портрет графа Е.П. Ростопчина» (1809), «Портрет гусара Е.В. Давыдова» (1809), «Портрет мальчика А. Челищева» (1810―1811), «Портрет князя И.А. Гагарина» (1811) и многие другие полотна, проникнутые особой лиричностью и психологизмом.

Новый этап в творчестве О.А. Кипренского связан с Отечественной войной 1812 г., под влиянием которой в 1813 г. он создает целую серию карандашных портретов ее участников: генерала Е.И. Чаплица, братьев А.П. и М.П. Ланских, А.Р. Томилова и знаменитый живописный портрет П.А. Оленина. Тогда же он написал портреты поэтов К.Н. Батюшкова (1815) и В.А. Жуковского (1816), а также графа С.С. Уварова (1816), которые отличались особым мастерством и теплотой.

В 1816―1823 гг. по приглашению Флорентийской Академии художеств он уезжает работать в Италию, где создает целый ряд новых работ: «Молодой садовник» (1817), «Девочка в маковом венке» (1819), «Портрет князя А.Н. Голицына» (1819), «Аполлон, поражающий Пифона» (1820), «Анакреонова гробница» (1820) и «Портрет Е. Абдулиной» (1822). В 1823 г. художник возвращается в Россию, где создает самые зрелые свои картины, принесшие ему всемирную славу: портреты И.А. Анненкова (1823), О.А. Рюминой (1826), князя Н.П. Трубецкого (1826), танцовщицы Е.А. Телешевой (1827) и знаменитый «Портрет А.С. Пушкина (с шарфом)» (1827), а также портретные полотна «Ворожея со свечой» (1826) и «Бедная Лиза» (1827). В 1828 г. он вновь и навсегда уезжает в Италию, где постепенно отходит от творческой деятельности. Последней значительной его работой стала картина «Читатели газет в Неаполе», написанная в 1831 г.

Еще одним крупным русским портретистом первой половины века был Василий Андреевич Тропинин (1776―1857), чей незаурядный талант художника и портретиста проявился с юношеских лет. В 1799 г. его барин, граф И.И. Морков определяет своего крепостного вольнослушателем в Академию художеств в Петербурге, где он написал первое свое значительное полотно «Мальчик, тоскующий по своей умершей птичке» (1804), которое принесло ему первый крупный успех и всеобщее признание. После завершения учебы он уезжает в Малороссию, где в имении своего барина исполняет обязанности графского камердинера и создает целый ряд известных картин, в частности «Мальчик с топориком» (1810), «Мальчик с жалейкой» (1810), «Автопортрет с сыном» (1818), «Портрет Н.М. Карамзина» (1818), «Девушка с Подолья» (1821), «Малороссийский мужик» (1820) и «Устим Кармелюк» (1821).

В 1821 г. он приезжает в Москву и через два года благодаря стараниям видных представителей московской богемы получает вольную и полностью отдается любимой профессии, получив уже через год звание академика. Именно тогда В.А. Тропинин создает самые значительные свои полотна, которые вошли в сокровищницу национального и мирового искусства: «Портрет К.Г. Равича» (1823), «Старик-нищий» (1823), «Кружевница» (1823), «Гитарист» (1825), «Золотошвейка» (1826) и «Портрет А.С. Пушкина (в халате)» (1827). Наконец, в последний период своего творчества он пишет новые картины, проникнутые особым лиризмом: «Портрет К.П. Брюллова» (1836), «Портрет Н.И. Бера» (1842), «Портрет В.А. Каратыгина» (1842), «Портрет Ю.Ф. Самарина в охотничьем костюме» (1846), «Странник» (1847), «Девушка с розами» (1850) и другие.

Выдающимся художником первой половины XIX века, которого по праву считают одним из родоначальников бытового жанра, был Алексей Гаврилович Венецианов (1780―1847). Он родился в Москве в богатой купеческой семье, однако не пошел по стопам своего отца, а уже с юных лет обнаружил талант живописца, написав «Портрет матери» (1801), «Портрет А.И. Бибикова» (1805), «Автопортрет» (1810), «Портрет К.И. Головачевского» (1811) и «Портрет М.А. Фонвизина» (1812), за которые был удостоен звания академика.

Расцвет живописного таланта художника пришелся на 1820-е гг., когда, оставив государственную службу, он переезжает в свое имение Сафонково Тверской губернии, где полностью отдается любимому делу. Здесь А.Г. Венецианов создает самые известные сентиментальные бытовые полотна, многие из которых были написаны с натуры: «На пашне. Весна» (1820), «Гумно» (1821), «Спящий пастушок» (1823), «Чистка свеклы» (1823), «Утро помещицы» (1823), «Девушка с крынкой молока» (1824), «Захарка» (1825), «Крестьянские дети в поле» (1826), «На жатве. Лето» (1828), «Купальщицы» (1829), «Девушка в платке» (1830) и другие. Там же он создает ряд картин с так называемым повествовательным сюжетом, в частности «Возвращение солдата на родину» (1834), «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» (1838), «Причащение умирающей» (1839) и «Гадание на картах» (1842), а также «Портрет Н.М. Карамзина» (1828), «Портрет М.М. Философовой» (1828) и другие.

В историю русского живописного искусства А.Г. Венецианов вошел и как основатель первой частной художественной школы в своем имении Сафонково, где получили прекрасное профессиональное образование многие русские живописцы, в том числе Н.С. Крылов, Е.Ф. Кредовский, Л.К. Плахов, Г.В. Сорока и другие.

Одно из самых почетных мест в истории русского живописного искусства по праву принадлежит великому русскому художнику Павлу Андреевичу Федотову (1815–1852), которого считают родоначальником критического реализма в русском живописном искусстве. Он родился в Москве в семье отставного офицера и в 1826 г. был определен на учебу в Первый Московский кадетский корпус. После окончания учебы в 1833 г. он был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк, где начал рисовать портреты своих сослуживцев и посещать рисовальные классы Петербургской Академии художеств.

В 1842 г. с творчеством П.А. Федотова познакомился знаменитый баснописец И.А. Крылов, который сразу посоветовал ему оставить военную службу и заняться «бытописанием». Вскоре в чине капитана Федотов выходит в отставку и начинает профессиональную карьеру живописца. Сначала он увлекся батальной живописью, но очень скоро находит свое призвание в жанре бытовой живописи, которая принесла ему известность и посмертную славу блестящего русского живописца. В последнее десятилетие своей жизни он создал целую галерею прекрасных жанровых полотен, вошедших в сокровищницу национального живописного искусства: «Свежий кавалер» (1846), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849), «Портрет Н.П. Жданович за клавесином» (1849), «Вдовушка» (1851), «Анкор, еще анкор» (1852) и «Игроки» (1852).

Заметный след в истории русского живописного искусства оставили и многие другие живописцы, в частности: Федор Яковлевич Алексеев (1753–1824) — основоположник русского городского пейзажа, создавший целую галерею пейзажей Москвы и Петербурга: «Вид Красной площади» (1801), «Красная площадь с собором Василия Блаженного» (1802), «Вид военного госпиталя» (1802), «Вид на Михайловский замок» (1811), «Вид Английской набережной» (1816) и «Наводнение в Петербурге» (1824); и Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791―1830) — выдающийся русский пейзажист, кисти которого принадлежит несколько прекрасных полотен: «Вид Петровского острова в Петербурге» (1811), «Малая гавань в Сорренто» (1826) и «Берег в Сорренто» (1826).

Свою весомую лепту в отображение реалий того времени и в развитие русского живописного искусства внесли и безымянные крепостные художники, кисти которых принадлежат многие интересные полотна, написанные в реалистической манере: «Продажа крепостной», «Два мужика дерутся», «Хоровод», «Крепостной оркестр», «Проводы ополченца», «Монастырские крестьяне на барщине», «Доклад управителя своему помещику», «Свадьба в Торопце» и многие другие.

Своеобразным торжеством реалистического направления в русском живописном искусстве станет создание Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1832), которое будет настоящей школой мастерства для многих классиков русского изобразительного искусства второй половины XIX века.

Первая половина XIX в. стала целой эпохой дальнейшего развития монументальной и пластической (декоративной) скульптуры, видными представителями которой были:

Иван Петрович Мартос (1750–1835) — признанный мастер пластической скульптуры, который в начале нового столетия создал ряд монументальных классических памятников, в том числе бронзовую статую Иоанна Крестителя, украшающую портик Казанского собора (1809–1811), знаменитый памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804–1818), который по праву считается вершиной творчества мастера, памятник герцогу А.Э. де Ришелье в Одессе (1823―1828); памятник М.В. Ломоносову в Холмогорах (1829), памятник Александру I в Таганроге (1831), памятник князю Г.А. Потемкину в Херсоне (1836) и другие.

Феодосий Федорович Щедрин (1751–1825) — выдающийся русский скульптор, автор многих известных скульптурных композиций, в том числе бронзовых фигур «Сирены» и «Реки» для Самсоновской террасы Петергофского сада (1800–1805), огромного горельефа «Христос, ведомый к месту распятия», установленного в Казанском соборе Петербурга (1807) и бронзовой скульптуры «Морские нимфы, несущие глобус» на здании Адмиралтейства в Петербурге (1812―1813).

Степан Степанович Пименов (1784―1833) и Василий Иванович Демут-Малиновский (1779–1846) — знаменитые скульпторы, которые оформили прекрасными скульптурными композициями в стиле классицизма многие творения двух выдающихся архитекторов А.Н. Воронихина и К.И. Росси, в том числе здания Горного института (1809―1811), Михайловского дворца (Русского музея) (1823―1825) и Александрийского театра (1831―1832), а также арку Главного штаба на Дворцовой площади в Петербурге (1827―1828). Среди этих композиций особым изяществом исполнения отличались скульптурные группы «Похищение Прозерпины» и «Геркулес и Антей», украсившие портик Горного института, «Колесница победы», установленная на здании Главного штаба, и знаменитая «Квадрига», венчающая Александринский театр.

Николай Степанович Пименов (1812―1864) — выдающийся скульптор, закончивший после смерти своего отца монументальные статуи «Закон» (1834) и «Правосудие» (1834) для здания Сената, и создавший знаменитую скульптурную композицию «Парень, играющий в бабки» (1836), которая была установлена в Царскосельском саду. В 1837―1850 гг. Н.С. Пименов жил и работал в Италии, где создал несколько известных мраморных скульптур, в том числе «Мальчик, просящий милостыню», «Мальчик, кормящий птичку», «Мальчик, подкрадывающийся к бабочке», а также мраморные фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки для Исаакиевского собора Петербурга. После возвращения в Россию по заказу Академии художеств для того же Исаакиевского собора он создал гигантские скульптурные группы «Воскресение Христово» (1853) и «Преображение» (1854), а в конце жизни — один из лучших шедевров монументальной бронзовой скульптуры — памятник адмиралу М.П. Лазареву в Севастополе (1863).

Борис Иванович (Смирнов) Орловский (1796―1837) — выдающийся русский зодчий, бывший крепостной, который вошел в историю русского монументального искусства как автор мраморного бюста императора Александра I (1822), фигуры Ангела на знаменитой Александровской колонне (1830) и двух знаменитых памятников выдающимся русским полководцам — фельдмаршалу светлейшему князю М.И. Кутузову и фельдмаршалу графу М.Б. Барклаю-де-Толли, установленных у Казанского собора Петербурга (1828–1836).

Иван Петрович Витали (1794–1855) — крупнейший русский скульптор, автор бронзовой композиции колесница «Слава» и рельеф «Освобождение Москвы» для московских Триумфальных ворот (1829―1834), знаменитого фонтана «Геркулес, поражающий гидру» на Театральной площади в Москве (1835), бронзового бюста К.П. Брюллова (1837) в Петербурге, памятника Павлу I в Гатчине (1851) и мраморной статуи «Венера» (1852).

Петр Карлович Клодт (1805―1867) — выдающийся русский скульптор и литейщик, создавший классические бронзовые композиции, среди которых особым изяществом и мастерством отличались бронзовая колесница для Нарвских триумфальных ворот Петербурга (1833), бронзовая группа «Лошадь с возничим» (1838), бронзовые барельефы для Исаакиевского собора Петербурга (1844―1847) и Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца (1846―1847) и знаменитая композиция четырех бронзовых укротителей коней на Аничковом мосту в Петербурге (1833―1850). Кроме того, в историю русского монументального искусства П.К. Клодт вошел как автор памятников великому киевскому князю Владимиру Святому на Владимирской горке в Киеве (1853) и великому русскому баснописцу И.А. Крылову в Летнем саду Петербурга (1855), а также знаменитой конной статуи императора Николая I перед Исаакиевским собором Петербурга (1859).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: