Источники: нормативный акт, судебный прецедент, договор и т.д. Источниками УИП являются УИК и другие федеральные з-ны. Действующее УИЗ учитывает требования общепризнанных принципов и норм международного права и договоров. Следовательно источниками являются: 1) нормативные док-ты; 2) международные конвенции, пакты.
Под уголовно-исполнительным законодательством в узком смысле понимается совокупность законов, регулирующих общественные отношения, являющиеся предметом его регулирования.
В широком смысле – вся совокупность ФЗ, норм международного права, подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в сфере назначения и отбывания уголовных наказаний.
К источникам также относятся: Постановления Правительства и Указы Президента РФ.
Иванов В.Д. пишет, что буквальное толкование ч.1, ст.2 УИП не дает основания ее расширительному толкованию.
Под источниками УИП понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания наказаний. Эти юридические нормы содержаться в УИК, других ФЗ и основанных на них нормативно-правовых актах, принятых федеральными органами исполнительной власти.
|
|
Конституция РФ в системе источников УИП.
Конституция РФ является основным законом страны (ст. 32, 41, 43 Конституции РФ).
УИК и другие ФЗ как источники УИП.
УИК (декабрь 1996 г.) является основным нормативным актом, регулирующим порядок и условия исполнения, отбывания наказания. В УИК определены по-новому цели и задачи для всех видов. Впервые сформулирована система принципов УИП. Определен общий и специальный статус осужденного. УИП развил и усовершенствовал систему контроля за исполнением наказания.
УИК урегулировал по единой схеме: порядок и условия исполнения конкретного вида наказания, права осужденных и администрации, применение средств исправления осужденных и мер обеспечения их реализации. При исполнении наказания в виде лишения свободы введена 3-хступенчатая, а в воспитательных колониях – 4-хступенчатая система наказания.
С момента принятия УИК в него внесены изменения.
ФЗ «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы». Там были приняты принципы УИП, определены задачи уголовно-исполнительной системы, определены порядок и формы отбывания наказания осужденными, привлечения их к труду и т.д.
Подзаконные акты и иные источники УИП.
Практически все авторы относят к источникам подзаконные акты органов исполнительной власти и субъектов РФ. Во-первых, - Указы Президента; во-вторых, Постановления Правительства РФ, касающиеся материальной деят-ти, хоз-ва и т.д.
|
|
Порядок направления осужденных в исправительные учреждения – Минюст РФ.
Порядок проведения обысков в жилых помещениях. Издание подобных актов и инструкций предусмотрено в УИК.
Правила внутреннего распорядка. Здесь регламентируется и конкретизируются все стороны жизни осужденных (их расписание). Также детализированы права и обязанности осужденных. Раскрыт порядок взаимодействия осужденных с персоналом.
Учреждения и органы, исполняющие уголовное наказание: виды и задачи. Краткая хар-ка.
Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая приговором суда. Исполнение наказаний признается исключительной прерогативой гос-ва. Для этого создаются специальные государственные учреждения и органы. В уголовно-исполнительную систему включаются учреждения, исполняющие наказание, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, центральный орган исполнительной системы. Ст. 74 УИК раскрывает смысл учреждений: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, следственные изоляторы. Вместе с тем ч.14, ст.16 УИК относит к учреждениям, исполняющим уголовное наказание еще и уголовно-исполнительную инспекцию, исправительные центры и арестные дома.
К органам, исполняющим наказание относят суд (например: штраф, конфискацию имущества и лишение специальных воинских званий, наград и т.д.). Но фактически их исполняют судебные приставы-исполнители. Помимо суда, уголовные наказания исполняют дисциплинарные воинские части, гауптвахты и командиры воинских частей в отношении военнослужащих.
Т.о. законом ф-ция исполнения уголовного наказания возлагается на специальные государственные учреждения, создаваемые в рамках уголовно-исполнительной системы (Минюст РФ, Минобороны РФ). Законодатель в рамках уголовно-исполнительного законодательства четко разграничил ф-ции исполнения наказания и исполнения требований приговора суда, возложив исполнение наказания на административное учреждение.
Задачи учреждений, исполняющих уголовное наказание:
1) Исполнение назначенных приговором суда наказаний;
2) Исправление осужденных;
3) Общая и частная превенция;
4) Взыскание материального ущерба, причиненного преступлением.
Уголовно-исполнительная инспекция и ее место в уголовно-исполнительной системе.
Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением, исполняющим наказание в отношении лиц, осужденных без изоляции от об-ва. Их создание предусмотрено УИК, а порядок определен Минюстом РФ.
Задачи уголовно-исполнительной инспекции:
1) Исполнение наказаний в виде исправительных работ, обязательных работ, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деят-тью.
2) Контроль за поведением условно-осужденных, а также осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до 14 лет, которым судом отсрочено отбывание наказания;
3) Предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящих на учете.
Ф-ции уголовно-исполнительной инспекции:
1) Ведение учета осужденных;
2) Разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания;
3) Организация и проведение воспитательных работ.