2.1. Предпосылки консолидации постсоветского пространства и факторы, сдерживающие развитие интеграции.
Содружество Независимых Государств было создано на основе Соглашения, подписанного в Минске Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 года. 21 декабря 1991 г. в соответствии с Протоколом к Соглашению о создании СНГ в состав Содружества вошли еще восемь стран:
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдавия, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Республика Грузия.
На первом этапе, в 1992 и в начале 1993 года наряду с завершением “цивилизованного развода” бывших союзных республик началась работа, связанная с созданием основ отношений, которые все в большей мере становились межгосударственными.
Именно в это короткое время сформировалась организационная структура сотрудничества — Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. С 1993 года в Минске действует Исполнительный секретариат. Созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, а также органы отраслевого сотрудничества - Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межправительственный совет по нефти и газу, межправительственные советы руководителей многих других отраслей экономики.
За несколько лет существования СНГ были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусторонних соглашений, определяющих принципы и направления взаимного экономического сотрудничества государств Содружества в экономической, социальной, оборонной и других сферах.
Качественно важным моментом во взаимоотношениях государств СНГ, ознаменовавшим начало их поступательного движения по пути экономической интеграции, стало подписание в 1993 году Договора о создании Экономического союза, определившего долгосрочные цели интеграции — поэтапное создание общего рынка“ товаров, услуг, капиталов и рабочей силы”. Движение к такому рынку его участники видели через последовательное образование зоны свободной торговли, таможенного и платежного, а в дальнейшем и валютного союзов. Рабочим коллективным органом, нацеленным на создание условий для решения этих задач, стал Межгосударственный экономический комитет Экономического союза.
Однако, на деле, вопреки воле народов стран СНГ, экономическая интеграция существует в значительной степени формально. Структуры СНГ так и не получили серьезных полномочий.
Распад СССР и нарушение прежних хозяйственных связей привели к резкому сокращению взаимного товарооборота и доли стран СНГ в общем товарообороте России: если еще в конце 80-х годов доля союзных республик в товарообороте России составляла более 60%, то в последние годы – менее 20%.
Несмотря на это, спустя 10 лет можно констатировать, что создание СНГ обозначило, в принципе, выбор республики бывшего СССР интеграционного пути развития дальнейших взаимоотношений.
Объективная заинтересованность стран СНГ в сохранении и укреплении общего экономического пространства определяется широким кругом факторов.
1. Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существования в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик, от получения рынка сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс страны.
Яркой иллюстрацией степени экономических взаимосвязей республик в бывшем СССР является доля межреспубликанских внешнеэкономических операций в общем объеме ввоза и вывоза республик (см. табл.)1
Таблица 1.
Доля межреспубликанских (числитель) и внешнеэкономических (знаменатель) операций в общем объеме ввоза и вывоза республик СССР в 1988 г., %
Закавказье | |||
Грузия | 80/20 | 93/7 | 87/13 |
Азербайджан | 75/25 | 94/6 | 88/12 |
Армения | 82/18 | 98/2 | 89/11 |
Средняя Азия | |||
Узбекистан | 86/14 | 85/15 | 85/15 |
Киргизия | 80/20 | 98/2 | 87/13 |
Таджикистан | 87/13 | 86/14 | 86/14 |
Туркмения | 79/21 | 92/8 | 89/11 |
Другие республики | |||
Россия | 51/49 | 68/32 | 57/43 |
Украина | 73/27 | 85/18 | 79/21 |
Белоруссия | 79/21 | 93/7 | 86/14 |
Казахстан | 84/16 | 91/9 | 86/14 |
Молдавия | 82/18 | 95/5 | 88/12 |
Источник: Экономика внешних связей России. – с. 576
До образования СНГ его участники находились на таком уровне преференциальности экономического сотрудничества и степени единства его регулирования, которые были выше таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, экономического и валютного союзов, очевидно, вместе взятых. Однако, по расчетам Госкомстата СССР, 8 из 15 республик имели отрицательное сальдо в межреспубликанском обмене: республики Средней Азии и Прибалтики. Известно, что внутрисоюзные цены существенно отличались от цен мирового рынка (на сырьевые товары – занижены, на готовые изделия – завышены). Если торговые потоки между республиками бывшего СССР пересчитать по мировым ценам, то окажется, что в 1989 году Россия была единственной страной с положительным сальдо внешней и межреспубликанской торговли (актив в 6% ВВП), тогда как десять из оставшихся четырнадцати республик имели неприемлемо высокие по меркам независимых стран торговые дефициты: от 9 до 30% ВВП.2
Распад СССР и возникновение на его территории новых независимых государств, переход их к рыночной экономике обусловили коренные изменения содержания, форм и методов прежних межреспубликанских взаимосвязей, которые превратились в отношения международные и опирающиеся на рыночные принципы. Встал вопрос, как быть дальше: строить ли их на базе РНБ или преференциальной основе? К последнему объективно страны СНГ не были готовы.
Между тем, согласно данным межотраслевого баланса, составленного по 104 отраслям, Россия ввозила продукцию 102 отраслей, а вывозила - 104. За счет поставок из бывших республик Россия удовлетворяла свои потребности в продукции машиностроения на 23%, в том числе для нефтегазового комплекса до 80%, черной и цветной металлургии - более, чем на треть, химической и легкой промышленности - примерно на одну четверть. На 100% за счет ввоза обеспечивались потребности России в электровозах постоянного тока, вагонов электропоездов, кукурузо- и свеклоуборочных комбайнов, хлопке, многих видах другой продукции и комплектующих изделий, производимых предприятиями-монополистами из ближнего зарубежья.
2. Необходимость сохранения присутствия России на рынках стран ближнего зарубежья диктуется не только обстоятельствами, вытекающими из общего союзного прошлого, но и факторами, определяющими будущее российской экономики.
С распадом СССР за пределами России оказались месторождения многих цветных и редких металлов, на 50-100% обеспечивавших соответствующие потребности российской экономики, источники других важнейших сырьевых и энергетических ресурсов, значительная часть предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности, а также большинство пограничных переходов, портов, трубопроводов и других коммуникаций.
Заинтересованность российских производителей в емком, исторически освоенном рынке сбыта их готовой продукции обусловлена также ее недостаточной конкурентоспособностью на мировом рынке, а кроме того дефицитом инвестиционных ресурсов.
3. Активного экономического сотрудничества со странами ближнего зарубежья требуют и интересы многочисленной (около 26 миллионов чел.) русскоязычной диаспоры. Большинство русскоязычного населения занято на ориентированных на Россию предприятиях бывшего общесоюзного значения, в наибольшей степени пострадавших от разрыва хозяйственных связей.
4. Следует также учитывать то, что в настоящее время развиваются динамичные новые субрегиональные интеграционные процессы по границам России, происходит налаживание альтернативных хозяйственных связей стран СНГ с 3-ими странами; освоение национальных рынков стран СНГ транснациональными корпорациями (особенно в области разработки полезных ископаемых). При этом зачастую сотрудничество с западными фирмами направлено на снижение зависимости от поставок продукции из России.
Как следствие этого, перспективы и результаты экономических преобразований в России, ее место в мировой экономике в большой степени определяются тем, насколько успешными будут усилия по сохранению и упрочению позиций на рынках ближнего зарубежья, превращению связей с ними из дополнительного фактора риска в одну из движущих сил выхода из кризисной ситуации. Острота проблемы обусловлена тем, что процессы замещения импорта и переориентации национальных экономик на третьи страны в самое ближайшее время могут приобрести необратимый характер.
5. Вместе с тем для новых независимых государств - бывших республик СССР емкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта и импорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, сырья и материалов. Данные о внешнеторговых отношениях государств Содружества свидетельствуют о том, что несмотря на тенденцию более быстрого роста товарооборота с 3-ими странами, роль взаимных связей стран СНГ остается значительной (см. табл. 2). Так, в 2002 г. для Беларуси удельный вес России в общем объеме ее экспорта составил 66,8%, для Молдовы этот показатель был равен 53%, для Украины 24%. В общем объеме импорта Беларуси в 2002 г. удельный вес России составил 54%. Для Украины этот показатель составил 42%, для Молдовы – 22%. В тоже время на государства Содружества в общем объеме внешней торговли России приходится немногим более 18%.
Таблица 2.
Удельный вес стран СНГ и других стран в общем объеме экспортно-импортных операций (процентов)
| 1996 | 2001 | 2002 | |||||||
Всего | страны СНГ | другие страны | Всего | страны СНГ | другие страны | Всего | страны СНГ | другие страны | ||
|
Экспорт
| |||||||||
Азербайджан | 100 | 45 | 55 | 100 | 10 | 90 | 100 | 12 | 88 | |
Армения | 100 | 63 | 37 | 100 | 26 | 74 | 100 | 19 | 81 | |
Беларусь | 100 | 63 | 37 | 100 | 60 | 40 | 100 | 55 | 45 | |
Грузия | 100 | 62 | 38 | 100 | 45 | 55 | 100 | 47 | 53 | |
Казахстан | 100 | 55 | 45 | 100 | 30 | 70 | 100 | 23 | 77 | |
Кыргыстан | 100 | 66 | 34 | 100 | 35 | 65 | 100 | 35 | 65 | |
Молдова | 100 | 63 | 37 | 100 | 61 | 39 | 100 | 54 | 46 | |
Россия | 100 | 19 | 81 | 100 | 15 | 85 | 100 | 15 | 85 | |
Таджикистан | 100 | 34 | 66 | 100 | 32 | 68 | 100 | 27 | 73 | |
Туркменистан | 100 | 49 | 51 | 100 | … | … | 100 | … | … | |
Узбекистан | 100 | 39 | 61 | 100 | … | … | 100 | … | … | |
Украина | 100 | 53 | 47 | 100 | 29 | 71 | 100 | 25 | 75 | |
|
Импорт
| |||||||||
Азербайджан | 100 | 34 | 66 | 100 | 31 | 69 | 100 | 39 | 61 | |
Армения | 100 | 50 | 50 | 100 | 25 | 75 | 100 | 30 | 70 | |
Беларусь | 100 | 66 | 34 | 100 | 70 | 30 | 100 | 70 | 30 | |
Грузия | 100 | 40 | 60 | 100 | 37 | 63 | 100 | 39 | 61 | |
Казахстан | 100 | 70 | 30 | 100 | 52 | 48 | 100 | 46 | 54 | |
Кыргыстан | 100 | 68 | 32 | 100 | 55 | 45 | 100 | 55 | 45 | |
Молдова | 100 | 68 | 32 | 100 | 38 | 62 | 100 | 39 | 61 | |
Россия | 100 | 29 | 71 | 100 | 27 | 73 | 100 | 22 | 78 | |
Таджикистан | 100 | 59 | 41 | 100 | 78 | 22 | 100 | 24 | 76 | |
Туркменистан | 100 | 55 | 45 | 100 | … | … | 100 | … | … | |
Узбекистан | 100 | 41 | 59 | 100 | … | … | 100 | … | … | |
Украина | 100 | 65 | 35 | 100 | 56 | 44 | 100 | 54 | 46 | |
Январь-ноябрь | ||||||||||
Источник: Содружество Независимых Государств в 2002 году. Статистический справочник / Статкомитет СНГ. М. 2003, с. 61
Следует учитывать и другие факторы взаимной заинтересованности стран СНГ в интеграционных связях.
- технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выход изделий на альтернативные внешние рынки;
- единство применяемых технических стандартов;
- единство сетей коммуникации;
- факт сопредельности государства и возможности использования единой транспортной инфраструктуры, энергетической системы;
- глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей – выходцев из других республик. Для всех новых государств нормальные экономические взаимосвязи с партнерами – непременное условие благополучия представителей своей национальности в соседних государствах;
- общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, проблемы взаимодействия с рядом международных экономических организаций.
Удельный вес стран СНГ и других стран в общем объеме экспортно-импортных операций стран содружества.
__ | Страны СНГ | __ | Другие страны |
Хозяйственное взаимодействие стран СНГ сталкивается и с объективными проблемами и трудностями. Оценивая уровень взаимных экономических связей, на пространстве Содружества, можно сделать вывод, что наряду с интеграционными факторами здесь сильны и дезинтеграционные механизмы.
1. Прежде всего отметим, что государства Содружества переживают системный социально-экономический кризис, в них осуществляется процесс реформирования экономических и общественных отношений, становления демократических основ управления. Значительные различия в уровне социально-экономического развития, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, во внешнеполитических и внешнеэкономических ориентациях, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не обеспечивают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в Содружестве, в том числе для создания зоны свободной торговли.
2. Государства Содружества значительно различаются по структуре экономики и степени ее зрелости. Но в значительной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу на внешних рынках как конкуренты, о чем свидетельствуют, например, сложные переговоры о приобретении или транспортировке через Россию нефти из Азербайджана и Казахстана, природного газа из Туркменистана.
3. В основе сложившейся в сфере сотрудничества России со странами СНГ неоднозначной ситуации видятся и другие причины. Например, старый стереотип взаимоотношений с Россией, привычка решать свои проблемы за ее счет. Для преодоления этого, как представляется, необходима твердость и последовательность российской стороны в построении новой системы межгосударственных отношений.
4. Сказывается отсутствие глубокого технологического интереса партнеров друг к другу. Ими преимущественно движет стремление выжить сегодня, в то время как проблема технологического прорыва остается вне сферы взаимного сотрудничества. Отсюда вытекает стратегическое значение налаживания научно-технического сотрудничества в системе форм взаимодействия России со странами СНГ.
В сложившихся условиях оказалась нежизнеспособной значительная часть прежней системы научно-производственной специализации и кооперации. Прежде всего это коснулось взаимодействия предприятий, входящих в ВПК или связанных с выполнением оборонных заказов.
Назовем и другие причины, сдерживающие развитие взаимной торговли между государствами Содружества:
· кризис неплатежей, трудности сбыта при сокращении платежеспособности спроса потенциальных импортеров;
· структурная несбалансированность взаимной торговли, дефицит торгового баланса;
· переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты;
· приближение внутренних цен на товары взаимной торговли к мировым (а в ряде случаев – их превышения), что стимулирует приобретение аналогичной (а зачастую более дешевой и качественной) продукции в дальнем зарубежье;
· недостаточно хорошее качество производимых товаров в результате технологической отсталости производства, а иногда относительно низкой квалификации и дисциплины труда работников предприятий;
· конкурентные преимущества стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости товаров, но и по надежности торгового партнерства;
· сознательная диверсификация импорта с целью уменьшения импортной зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья (так, концепция внешнеэкономических связей Украины предусматривает ослабление зависимости от РФ по импорту энергоносителей);
· неустойчивость и неконвертируемость многих национальных валют государств Содружества;
· значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товарообмен между бывшими республиками;
· блокировка ряда транспортных артерий в Кавказском регионе и Таджикистане в результате военно-политических конфликтов.
Надо учитывать и такой фактор, как вовлечение во внешнюю торговлю большого количества субъектов, не обладающих опытом в этой области, не владеющих элементарными вопросами конъюнктуры рынка и порядка взаимных расчетов, не имеющих банковских гарантий и страхования по внешнеторговым сделкам. Все это приводит к взаимному недоверию, нарушениям законодательства, невыполнению обязательств по контрактам и т.п.
В силу указанных причин происходит пересмотр на микроуровне – со стороны предприятий – прежних хозяйственных связей по критериям экономической целесообразности и выгоды; “выбраковка” связей, которые стали неэффективными и неперспективными из-за резкого сокращения оборонных заказов, перестройки структуры производства, установления новых уровней и соотношений цен, коренного изменения роли транспортного фактора в формировании издержек производства.
Остаются неурегулированными платежно-расчетные отношения с рядом стран по государственным кредитам, ранее предоставленным Россией. Кроме того, Украина, Казахстан, Белоруссия и некоторые другие государства Содружества допускают неплатежи по поставкам ряда российских товаров, особенно нефти и природного газа. Из-за недостатка платежных средств широко применяются бартерные операции, которые составили в последние годы более 25% российского товарооборота со странами СНГ. Предпринимательские и банковские структуры слабо участвуют в интеграционном процессе, в разработке и реализации решений, определяющих его развитие.
Таблица 22.