Анализ уголовной статистики показывает, что примерно 50% всех криминальных взрывов совершается на открытой местности. При этом характерным является применение ручных и реактивных противотанковых гранат промышленного изготовления. В этих случаях используются также взрывные устройства (ВУ) типа подрывных зарядов и мин замедленного действия, которые могут иметь радио- или проводное управ-
47
ление. Как правило, устанавливаются у дверей, окон, стен помещений коммерческих структур.
Взрывы в помещениях составляют примерно 30% всех криминальных взрывов. Совершаются, прежде всего, в подъездах и на лестничных площадках зданий, у дверей квартир и офисов. Характерным является также применение самодельных ВУ типа подрывных зарядов и мин замедленного действия.
ВУ чаще всего устанавливаются в таких элементах и узлах объекта, взрыв которых повлечет наибольшие разрушения. Они могут устанавливаться в основании здания с целью его полного разрушения (обвала). В залах ожидания вокзалов, банков, других подобных объектах могут устанавливаться осколочные ВУ различных конструкций, которые часто закладываются у различных металлических элементов (отопительные батареи и т.п.) с целью образования дополнительных вторичных осколков или наиболее вероятного поражения лица, против которого используется ВУ.
|
|
При угрозе взрыва объекта управление ВУ может осуществляться по радио, проводным линиям и т.п. Известен случай, когда преступник заложил в гостинице ВУ большой мощности, оснастил его несколькими элементами неизвлекаемости, часовым механизмом: он потребовал большую сумму денег. При этом указал место нахождения ВУ, на панели которого размещалось несколько десятков переключателей. Им были выдвинуты условия: если оговоренная сумма не предоставляется, то в заданное время происходит взрыв. Если деньги предоставляются, то злоумышленник называет код перевода ВУ в безопасное положение путем определенной последовательности переключателей на панели ВУ.
Подрывы автотранспортных средств составляют приблизительно 13% всех криминальных взрывов. Они обладают существенной спецификой и получают все большее распространение. Такие преступления совершаются посредством
48
*
подрыва автомобилей с применением ручных гранат, обстрела реактивными противотанковыми гранатами, из подствольных гранатометов... Однако чаще всего имеет место минирование самодельными ВУ (примерно 75% взрывов данной категории). Место закладки заряда определяется, как правило, в зависимости от преследуемых преступных целей. Для нанесения материального ущерба ВУ устанавливается около колес, в месте расположения бензобака, под картером двигателя. При покушении на жизнь водителя или пассажиров ВУ размещается за сидениями или под ними (в том числе и снаружи под днищем, например, с помощью магнита), в полостях панели приборов, в непосредственной близости от рулевой колонки, под крышкой капота автомобиля, а также в различных предметах, находящихся внутри салона (запасное колесо, огнетушитель, аптечка и т.п.). При этом применяются мины-ловушки, как с механическим, так и с электрическим способом взрывания — чаще всего с использованием аккумулятора в качестве блока электропитания.
|
|
При использовании механического способа подрыва, как правило, применяется одна из следующих схем самодельного предохранительно - исполнительного механизма:
- средство взрывания срабатывает от давления колеса в начальный момент движения автомобиля;
- средство взрывания приводится в действие в начальный момент движения чекой (или замыкателем), проволочная (веревочная) тяга которой закреплена свободным концом за неподвижный предмет (дерево, бордюрный камень, решетка дорожного ограждения и т.п.);
- средство взрывания срабатывает за счет чеки, выдергиваемой тягой, наматывающейся в начальный момент движения на вращающиеся детали автомобиля (например, на крестовину коленчатого вала), а также при открывании дверей, капота, багажника.
49
При использовании электрического способа взрывания
замыкатель ВУ может быть подключен практически к любому элементу низковольтной части электрической схемы автомобиля (замку или катушке зажигания, двигателю стеклоочистителя, контуру габаритных огней и т.п.).
Использование иных источников электропитания обычно связано с применением замыкателя, срабатывающего по аналогии с противоугонными устройствами.
Взрывы автомобилей во время движения, как правило, связаны с использованием в качестве замыкателей ВУ вторичных элементов электросхемы (например, контура включения сигнала поворота, стоп-сигналов, фар, прикуривателя, авто магнитолы, печки, кондиционера). Все чаще такие взрывы осуществляются с применением дистанционного управления средством взрывания по радиосигналу. Имеют место случаи использования ВУ с механизмом замедления.