Традиционно тема занятия определяется в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Изучение и анализ рабочей учебной программы позволяет практиканту ознакомиться со структурой, логикой учебного предмета, установить дидактические задачи учебной дисциплины. В каждой теме выделяются наиболее существенные положения, оценивается значимость каждого учебного элемента как для предстоящей практической деятельности, так и для изучения последующих учебных дисциплин.
Анализ предполагаемой аудитории
При подготовке к предстоящему занятию практикант должен провести анализ аудитории, прогнозируя возможный ход занятия, реакцию студентов. Этому могут способствовать изучение социально-психологического портрета группы (потока), результатов различных опросов преподавателей и студентов, знания возрастной психологии.
Постановка цели занятия
Корректно поставленная цель позволяет тщательно планировать ход занятия, облегчает самоконтроль с обеих сторон. Цель занятия представляет собой продукт процесса преподавания, ожидаемый результат этого процесса. Цель следует формулировать таким образом, чтобы из ее описания однозначно можно было понять, чему хочет научить преподаватель. Требуемая степень точности при формулировании целей должна быть разумно выбрана, исходя из каждого конкретного случая, в том числе на основе чисто прагматических критериев, например, с учетом фактора времени.
|
|
Отбор содержания учебной информации
Отбор содержания учебной информации производится согласно логике научных знаний, которые составляют содержательную основу учебной дисциплины. Основу содержания и структуры вузовских учебных дисциплин составляют фундаментальные теории соответствующих наук. Объем изложения основ теории должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы показать в содержании науки целостную структуру теории. Последнее предполагает наличие всех элементов теории: группы основных понятий, основных законов и комплекса дополнительных знаний. Учебный материал является педагогическим средством достижения целей обучения, поэтому должен быть выявлен и представлен в форме, удобной для оперативного использования.
На этапе отбора содержания учебной информации преподаватель проделывает следующую работу:
– выделяет самое существенное, что необходимо усвоить студентам. По каждому изучаемому вопросу следует выделить 3–6 основных положений, остальная информация по отношению к этим положениям является вспомогательной, разъясняющей, конкретизирующей, подтверждающей. Выделение основных положений делает учебный материал более компактным, удобным для запоминания;
|
|
– выстраивает материал так, чтобы в центре внимания находились его главные, существенные элементы. Структурированный материал легче запоминается и воспроизводится; дополнительно к тексту дают еще и зрительный образ. Для структурирования учебного материала используют различные приемы: обыкновенную текстовую запись с цифровой индексацией основных положений, таблицы или графики, опорные конспекты и др. Преподаватель должен представлять, как будут выглядеть записи студентов;
– представляет учебный материал в доступной, понятной форме (при этом необходимо избегать длинных формулировок, определений). На основе собственного опыта преподаватель отбирает наиболее существенное, разъясняет сложные положения и приходит к собственному краткому и доступному для студентов конспекту текста;
– конкретизирует материал, учитывая опыт студентов, наполняет его примерами, фактами, не повторяющими сведения учебных пособий. Этот этап отбора содержания важен для профессионализации образования, когда за счет отбора конкретного фактического материала, подтверждающего теоретические положения, осуществляется специализация подготовки в соответствии с целевым назначением специалиста. Материал должен быть достаточно подвижным, взаимозаменяемым в связи с различиями в целевой подготовке.