В рамках возрастного, деятельностного подходов к содержанию коррекционно-развивающего обучения детей определяются их общие и специфические задачи коррекционно-педагогического обучения.
Общие задачи:
· раннее коррекционное обучение и воспитание в ситуации эмоционально-положительного взаимодействия с близкими взрослыми;
· реализация возрастных и индивидуальных потребностей ребенка с использованием специальных методов и приемов обучения в ситуации взаимодействия со взрослым;
· активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку способов усвоения программного материла;
· формирование средств общения со сверстниками, овладение социальными нормами поведения в среде сверстников;
· воспитание самостоятельности в бытовых ситуациях и типичных видах детской деятельности, в том числе и досуговой.
На основе дифференцированного и индивидуального подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей выделяются специфические коррекционно-педагогические задачи, направленные на коррекцию отклонений в развитии детей в процессе занятий с дефектологом, логопедом, психологом.
|
|
Специфические задачи коррекционной работы:
· формирование средств общения с одним из «продвинутых» сверстников для последующего включения ребенка в микрогруппу детского коллектива;
· развитие слухового внимания и фонематического слуха;
· развитие ритмических способностей;
· коррекция нарушений структуры слов и развитие возможностей словообразования, словотворчества;
· формирование грамматического строя речи (построение предложений разных типов, согласование слов в роде, числе, падеже, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса);
· овладение звуковой стороной речи (знакомство со звуковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса).
В целях обеспечения коррекции отклонений развития детей необходимо создать специальные условия, обеспечивающие реализацию как общих, так и специфических образовательных задач:
· организация личностно-ориентированного общения ребенка со взрослым с учетом возрастных этапов: от первоначально совместных, через совместно-разделенные действия к самостоятельной деятельности самого ребенка;
· реализация развивающего принципа обучения, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка;
· организация активной деятельности ребенка, соответствующей его возрасту: от манипулятивных действий к предметным, к игровой и продуктивным видам деятельности, а далее самостоятельно - к досуговой;
|
|
· поэтапное формирование возрастных психологических достижений у каждого ребенка как этапа детского развития,
· учет индивидуальных возможностей ребенка в усвоении и закреплении содержания программного материала;
· тесное профессиональное взаимодействие всего коллектива группы (учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, медицинского персонала, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, администрации ДОО);
· сочетание невербальных и вербальных средств общения в работе педагогов с детьми, при использовании разнообразного дидактического материала и технических средств.
Основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми
:
Первый этап:
· активизация слуховых и зрительных ориентировочно-поисковых реакций на зрительные, слуховые и тактильные стимулы;
· стимулирование эмоционального общения ребенка с взрослым, вызывание голосовых реакций в процессе общения со взрослым;
· создание условий для активизации общих движений (подъем головы, повороты, тела, ползание, сидение, ходьбы);
· развитие ручных действий для обследования ближайшего пространства, в том числе и собственного тела;
· активизация манипулятивных действий с игрушками и предметами;
· развитие первых предметных действий (нажимание, бросание, закрывание),
· стимулирование поисковых действий к изучению ближайшего пространства,
· активизация самостоятельности в быту (держать самому бутылку, чашку, подносить и жевать баранку, кусочек банана).
Второй этап:
· поддержание интереса к ситуативно-деловому общению с взрослым в процессе игровых ситуаций,
· совершенствование основных движений (ходьба по прямой, ходьба по лесенке вверх) при совместном участии «продвинутого» сверстника,
· формирование предметных действий (соотносящие, орудийные),
· активизация ориентировочно-исследовательских действий в процессе обследования предметов, их свойств, качеств и отношений (дидактические игры),
· развитие наглядно-действенного мышления: создать условия для решения практических проблемных задач, связанных с игровыми ситуациями.
Третий этап:
· активизация познавательной деятельности: развитие внимания, памяти (зрительной, слуховой, тактильной) с использованием дидактических игр и упражнений,
· совершенствование восприятия: уточнение систем сенсорных эталонов,
· развитие наглядно-действенного мышления: совершенствование фиксирующей и сопровождающей функций речи в процессе решения практических проблемных задач, связанных с установлением причинно-следственных зависимостей,
· расширение познавательной функции речи: уточнение и объяснение смысловой стороны речевых высказываний,
· выявление творческих способностей в процессе различных видов детской деятельности (музыкальной деятельности, продуктивных видов детской деятельности и др.).
Четвертый этап:
· формирование наглядно-образного мышления: учить устанавливать причинно-следственные зависимости в природные или социальные явления, устанавливать временную последовательность изображенных действий персонажей, соотносить иллюстрации с содержанием прочитанного текста,
· обучение решению элементарных математических задач, связанных с жизненными ситуациями,
· активизация интереса к одному из видов детской деятельности (пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.).
Пятый этап:
· формирование наглядно-образного и элементов логического мышления:
· обучение составлению рассказов по сюжетным картинкам (например, «Снежный колобок»),
· формирование умений оперировать понятиями (использовать игры «Живое - неживое»; «Летает - не летает», «Растет – не растет», «Далеко- близко»; «Высоко – низко»; «Четные – нечетные числа»; «Гласные – согласные звуки»),
|
|
· обучение отгадыванию загадок, логических задач, рассказов со скрытым смыслом и т.д.
· обучение пониманию смысла поговорок, пословиц (например, «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться», «Любишь кататься, люби и саночки возить»),
· активизация индивидуальных способностей в одном из видов детской деятельности.
Основные этапы логопедической работы по развитию речи детей ДГ:
Первый этап:
· расширение понимания обращенной речи к ребенку,
· формирование интереса и проявления активности ребенка к эмоционально-личностному общению взрослого с ребенком, внимания к произносительной стороне речи,
· совершенствование тонкой ручной и мелкой моторики рук,
· развитие зрительного, слухового восприятия, слухового внимания,
· развитие речевого дыхания и модуляции голоса,
· развитие артикуляторной моторики.
Второй этап:
· расширение возможностей понимания обращенной к ребенку речи (учить выполнять определенные действия по слову, показывать части тела и лица, предметы в окружающей среде: «Где у нас окошко? А где у нас водичка? А где у нас дверь? Кто там?» и др),
· стимулирование произношения звукоподражания и средств выражения своих потребностей с помощью лепетных слов и жестов (пить «пи», спать «а-а-а», кушать «ам-ам»),
· активизация звукоподражания: «Кто там? Там лает собачка. Послушаем лай собачки: «гав, гав- гав», «Где она? А, вот она! А как же она лает?..» и т.д.,
· соотнесение действий с их словесным обозначением: «Покажи, как юла крутится! Покажи, как машина едет? Покажи, как папа крутит руль? Покажи, как птички летают? А как зайка прыгает?»,
· стимулирование произнесения первых слов: «Что там? – Там кукла! Позовем куклу. – Ляля, иди к нам! Ляля – топ – топ –топ! Кто пришел! – Это, ляля!»; другой пример: «Что там, гудит? – Посмотрим! Паровоз! Как гудит? – Туту- ту! Это паровоз! Как он едит и гудит? – Вот так, ту-ту-ту!» и др.,
· стимулирование употребления элементарной фразы, с использованием жестов: «Дай пить!», «Хочу сок!», «Дай би-би!», «Дай лю-лю!», «Дай тук-тук» и др.,
|
|
· обучение использовать жесты и слова для приветствия, прощания, выражения вежливости: «Привет!» «Пока!», «Спасибо!» и др.,
· формирование интереса к чтению, рассказыванию художественных произведений (сказок, рассказов, потешек, стихов).
Третий этап:
· совершенствование и расширение понимания обращенной речи к ребенку,
· формирование фонематического слуха,
· формирование ритмических способностей, умения выполнять движения со словесным сопровождением (рифмовок, потешек) под определенную музыку,
· активизация фразовых высказываний, основанных на эмоциональном, практическом. чувственном опыте ребенка,
· заучивание рифмовок, считалок, потешек, стихов,
· активизация, расширение возможностей употребления фразовой речи в процессе прослушивания художественных произведений и рассказывания с демонстрацией игрушек и иллюстраций,
· активизация артикуляционного аппарата.
Четвертый этап:
· совершенствование речевых высказываний, основывающихся на активизации познавательной функции речи,
· побуждение к участию в диалоге со взрослым,
· формирование грамматического строя речи,
· расширение и уточнения словарного запаса на основе формирования словообразования и словотворчества,
· продолжение работы над коррекцией нарушений звукопроизношения,
· заучивание, стихов, потешек, скороговорок, загадок, пословиц.
Пятый этап:
· учить проводить звукобуквенный анализ слов,
· продолжать обогащать активный словарь с использованием всех частей речи в процессе участия в играх с правилами, учить употреблять слова синонимы, антонимы в ходе игр со сверстниками,
· учить составлять рассказы по серии сюжетных картинок или игрушек, иллюстраций к текстам,
· совершенствовать умения поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками на основе прослушанных художественных произведений (текстов) или знакомых мультфильмов,
· коррекция нарушений звукопроизношения.
Кроме того, в процессе коррекционной работы с детьми специалист взаимодействуют с их родителями. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, налаживание детско-родительских отношений, информирование и обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком относятся к области значимых направлений работы образовательной организации.
На основе полученных данных изучения особенностей развития ребенка и детско-родительских отношений определяются различные организационные формы помощи семье.
Содержание работы специалистов с родителями зависит от разных факторов: возраста родителей, их образовательного уровня, отношения к воспитанию детей, типа и структуры семьи, материального обеспечения, условий проживания, социальной компетентности родителей и др.
Обязательным условием организации психолого-педагогической помощи является включение родителей в коррекционный процесс, которое начинается с изучения детско-родительских отношений. И в этом принимают активное участие специалист-психолог.
Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка осуществляется в различных организационных формах: консультирование, беседа, обучение педагогическим технологиям в ходе занятий с ребенком.
вернуться в оглавление