Ощущение и восприятие
Черты произвольности к 4 годам начинают проявляться и в процессах ощущения и восприятия. Ребенок способен недолгое время целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать определенны предмет. Этот возраст сенситивный для формирования сенсорных эталонов — представлений о форме, цвете, размере. Сенсорные эталоны пока еще не абстрактны, т.е. находятся в тесной связи с предметами.
Развитие памяти
В младшем дошкольном возрасте из всех познавательных процессов особенно активно развивается память, которая носит непроизвольный характер, хотя к концу четвертого года появляются признаки произвольности. У значительной части детей преобладает зрительная память, у другой части детей лучше развита слуховая память. Дети легко запоминают стихи и сказки, любят повторять за взрослыми, могут много раз подряд слушать один и тот же текст. Постепенно развивается осмысление сюжета.
Мышление
В 3,5—4 года у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Наряду с ним закладываются предпосылки наглядно-образного мышления. Мышление ребенка во многом обусловлено развитием памяти. Для дошкольника мыслить — значит вспоминать. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями или явлениями. В силу эгоцентричности мышления он не способен поставить себя на место другого.
|
|
Воображение
Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, которое выступает центральным психическим новообразованием в этом возрастном периоде. Негативные эмоциональные переживания дети «проигрывают» в воображаемой ситуации, снимая с себя эмоциональное напряжение.
Наиболее интенсивно воображение формируется в игре. Особенно в режиссерских играх: свои игрушки дети наделяют ролями и обыгрывают с ними различные сюжеты. Постепенно игровые действия заменяются речевыми высказываниями. Воображение начинает проявляться и в других видах деятельности: рисовании, сочинении сказок и небольших историй-фантазий. По ходу рисования младшие дошкольники могут несколько раз менять свой замысел. Например, задуманная бабочка легко превращается в птицу, которая потом может стать крокодильчиком. Сами рисунки далеки от реальности, но все изменения ребенок активно комментирует, и они становятся понятными.
Воображение 3—4-летних детей отличается высокой эмоциональностью. Дети переживают воображаемые события так же глубоко и эмоционально, как реальные.
ФИ | Показатели развития ребенка в игровой деятельности | ||||||||||||
Комментирует свои игровые действия в сюжетно-роле-вых режиссерских, строительных играх, вступает в «диалоги» с игрушками
| Стремится выполнять правила в подвижных играх | Объединяет несколько связанных по смыслу игровых действий | Выполняет игровые действия с использованием предметов-заместителей, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями | Принимает воображаемую ситуацию или создает ее и адекватно действует в ней | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||
ФИ | Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности | |||||||||
Дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий | Самостоятельно или по напоминанию взрослого владеет элементарными навыками культурного общения: здоровается, прощается, благодарит, выражает несогласие в приемлемой форме | Охотно вступает в диалог с педагогом и знакомыми взрослыми; отвечает на вопросы воспитателя; называет воспитателя по имени и отчеству, обращается к взрослому за помощью | По подсказке, примеру взрослого реагирует на эмоции сверстников и взрослых: сочувствует, откликается на просьбу, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности | |||||||||
Самостоятельно раздевается и убирает на место свою одежду. Одевается при небольшой помощи взрослого | Называет некоторые трудовые действия, инструменты | По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда взрослых | По инициативе воспитателя помогает поддерживать порядок в группе | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Художественно-эстетическое развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности | |||||||||||
В рисунке может изобразить отдельные предметы простых форм по образцу и показу воспитателя | Правильно пользуется карандашами, кистью и красками | Лепит предметы из 1—3 частей по образцу и показу воспитателя, используя разные способы: отщипывание, отрывание, сплющивание, вытягивание, раскатывание между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями | В аппликации может создать изображение предмета по образцу или самостоятельно из готовых форм | Проявляет эмоциональную отзывчивость на картинку, иллюстрацию и народную игрушку | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в конструировании | |||||||||
По собственной инициативе обыгрывает свои постройки | Умеет конструировать постройки по образцу | Умеет конструировать по подражанию взрослому или сверстнику | В постройках передает сходство с реальными предметами | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности | ||||||||||
С удовольствием поет, исполняя небольшие песенки индивидуально или коллективно
| Проявляет активность в музыкально-дидактических играх | С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения | Эмоционально откликается на характер песни, пляски | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||
Речевое развитие
ФИ | Показатели в развитии речи | |||||||||||
Вступает в диалог со взрослым; отвечает на вопросы | Использует все части речи (кроме причастий, деепричастий), простые распространенные и нераспространенные предложения | Правильно произносит гласные и согласные звуки, кроме сонорных и шипящих | Владеет грамматическими категориями разговорного языка; в предложениях согласовывает слова по родам, числам и падежам | Использует в речи обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, звери, птицы и др.) | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы | |||||||||||
Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного | Совместно со взрослым или самостоятельно с желанием рассматривает книги с иллюстрациями | Отвечает на вопросы по содержанию произведения | Охотно участвует в драматизации художественных произведений, в имитации действий животных, сказочных героев и т.д. | Рассказывает наизусть небольшие стихи, потешки | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Физическое развитие
ФИ | Группа здоровья
| Показатели развития ребенка в двигательной деятельности | |||||||||
Владеет основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье и др.) в соответствии с возрастом | Умеет бросать и ловить мяч, подбрасывать его вверх и ловить | Переносит освоенные движения в самостоятельную двигательную деятельность | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||||
Познавательное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности | |||||||||||
Выделяет в предметах цвет, форму, величину (в соответствии с программой) и может группировать их по одному признаку | Умеет расположить предметы (3—5) в порядке увеличения и уменьшения, если отличаются по длине (ширине, высоте) на 2—3 см | Задает вопросы и отвечает на вопросы взрослого | Понимает и устанавливает простейшие причинно-следственные связи: осенью идет дождь — надо открыть зонт или надеть капюшон, сапожки; весной пригревает солнышко — тает снег и т.д. | По предложению воспитателя рассматривает предметы | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Дополнительная диагностика развития детей 3—4 лет
Социально-коммуникативное развитие
| Показатели развития ребенка в игровой деятельности | |||||||||||||
Эмоционально откликается на предложение вступить в игру | Комментирует свои игровые действия в сюжетно-ролевых режиссерских, строительных играх, вступает в «диалоги» с игрушками | В совместной игре со взрослым объединяет несколько связанных по смыслу игровых действии (кормит куклу, ведет на прогулку, укладывает спать и др.) | Подражая взрослому или сверстнику, выполняет игровые действия с использованием предметов-заместителей, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями | По образцу взрослого и сверстника принимает воображаемую ситуацию и адекватно действует в ней | Охотно участвует в подвижных играх с правилами | Итог | ||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
ФИ |
|
|
| |||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
| Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности | |||||||||||||||
Дружелюбно настроен по отношению к играющим рядом детям | Называет воспитателя по имени и отчеству | Обращается | Легко вступает | Отвечает на | По образцу и напоминанию взрослого здоровается, прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста» | Общается со знакомым взрослым (воспитателем, помощником воспитателя) с помощью вербальных средств(используя речь) | Итог | |||||||||
к взрослому | в контакт со | вопросы взрос- |
| |||||||||||||
за помощью, | взрослым | лого |
| |||||||||||||
вступает в |
|
|
| |||||||||||||
общение с |
|
|
| |||||||||||||
ФИ |
| ним по поводу игрушек |
|
|
| |||||||||||
Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | Начало года | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | ||||||||||
ФИ | Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности | |||||||||||||
Самостоятельно пользуется туалетом, носовым платком, моет и вытирает руки | Самостоятельно ест, пользуясь столовыми приборами | По примеру воспитателя бережно относится к игрушкам | С помощью взрослого убирает на место свою одежду | По инициативе взрослого помогает убирать игрушки | Подражает трудовым действиям взрослых | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Художественно-эстетическое развитие
Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности | ||||||||||||||||||
Охотно | С помощью воспитателя создает по образцу и по- казу в рисунке отдельные предметы простых форм | С помощью воспитателя использует в лепке разные способы: отщипывание, отрывание, сплющивание, вытягивание, раскатывание между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями, соединение готовых частей друг с другом | С ПОМОЩЬЮ | Проявляет эмоциональную отзывчивость на картинку, ил- люстрацию, народную игрушку | Пользуется | Составляет в аппликации узоры из готовых форм по образцу воспитателя | Умеет наклеивать готовые формы в аппликации | Итог | ||||||||||
включается | воспитателя | карандашами, |
| |||||||||||||||
в процесс | по образцу и | кистью и |
| |||||||||||||||
деятельности | показу лепит | красками в |
| |||||||||||||||
(хочу лепить, | предметы из | соответствии |
| |||||||||||||||
рисовать) | 1—3 частей | с их назначением |
| |||||||||||||||
ФИ |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в конструировании | |||||||||||
Создает постройки на основе простых форм | Обыгрывает свои постройки по предложению взрослого | С помощью воспитателя конструирует постройки по образцу | Охотно конструирует совместно со взрослым | Охотно конструирует простейшие постройки самостоятельно | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности | |||||||||||
С удовольствием двигается под музыку | Охотно поет небольшие песенки | С желанием участвует в музыкально-дидактических играх | Слушает небольшие яркие музыкальные произведения | Активно проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
. |
Речевое развитие
ФИ | Показатели в развитии речи | |||||||||||||
Проявляет активность в речевых контактах с воспитателем: обращается с просьбой, задает вопросы | Использует в речи названия предметов быта, их качеств, действий с ними, предлоги (машина: у машины колеса и руль, машина едет, она большая) | Правильно произносит гласные и согласные звуки, кроме сонорных, шипящих и свистящих | С помощью воспитателя согласовывает в предложениях слова по родам, числам и падежам | Говорит внятно, произносит отдельные слова, фразы и короткие предложения | С помощью воспитателя использует в речи обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, звери, птицы и др.) | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
| Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы | |||||||||||||||||
Способен слушать небольшой художественный текст: (стихи, рассказы, сказки и др.) без наглядного сопровождения | Отвечает на элементарные вопросы по иллюстрациям (картинкам)к художественным произведениям | Рассказывает наизусть небольшие стихи, потешки | Совместно со взрослым рассматривает книги с иллюстрациями | Отзывается на предложение прослушать художественное произведение | В беседе по художественным произведениям называет героев и их действия | Может проявить интерес к драматизации художественных произведений | Сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного | Итог | ||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
ФИ |
| |||||||||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало Конец | Начало Конец | Начало Конец | Начало Конец | Начало Конец | I | II | ||||||
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
Физическое развитие
ФИ | Группа здоровья | Показатели развития ребенка в двигательной деятельности | |||||||||||||
С интересом участвует в подвижных играх, в двигательной деятельности, организованной взрослым | Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие при изменении направления движения, не наталкиваясь | Умеет перешагивать через несколько препятствий | Умеет бросать и ловить мяч с близкого расстояния | Прыгает на двух ногах через линию (шнур) | Воспроизводит простые движения по показу взрослого | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||
Познавательное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности | |||||||||||||||
Задает простые вопросы (Что это? Кто это? Где? и др.) | В игрушках-вкладышах располагает плоскостные и объемные формы в соответствующие отверстия | Собирает пирамидку из 3—5 деталей, располагая их по убыванию | Называет свое имя, фамилию, возраст; имена членов своей семьи, имена и отчества воспитателей | Проявляет интерес к новым предметам и активно обследует их; к объектам живой и неживой природы (птицам, насекомым и т.д.) | Группирует предметы по одному признаку: цвету (из двух-трех цветов), величине(большой — маленький), форме (шар — куб) | Самостоятельно находит объект по указанному признаку | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Сводная таблица
| Показатели развития детей по видам деятельности | ||||||||||||||||||||
Игровая | Коммуникативная | Элементарная трудовая | Изобрази- | Конструирование | Музыкальная | Развитие | Восприятие художествен- ной литературы | Двигательная | Познавательно-исследовательская | ||||||||||||
| тельная | речи | |||||||||||||||||||
ФИ |
|
|
| ||||||||||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ