Вопросы для самоконтроля

1. Каковы преимущества нервной регуляции в сравнении с гуморальной?

2. Какие принципы лежат в основе деятельности ЦНС?

3. Что такое нейрон?

4. Каково его строение?

5. В чем заключается функциональное назначение отростков нейрона?

6. Как проводится возбуждение от нейрона к нейрону в ЦНС?

7. Что такое синапс?

8. Раскройте подходы к классификации синапсов.

9. Дайте характеристику типов нейронов.

10. Охарактеризуйте нервное волокно.

11. Дайте характеристику физиологических свойств нервного волокна.

12. Что такое глия, и каково ее функциональное назначение?

13. Почему время рефлекса зависит от числа вставочных нейронов?

14. Сформулируйте понятие рефлекса.

15. Когда и кем был установлен принцип рефлекторной деятельности ЦНС?

16. Что называется рефлекторной дугой?

17. Что называется временем рефлекса?

18. В каком направлении проводится возбуждение через синапс?

19. Что такое постсинаптическая мембрана?

20. Каковы функции дендритов и аксонов нервных клеток?

21. Что называют синаптической задержкой?

22. Какие медиаторы Вы знаете?

23. Как влияет возбуждающий медиатор на постсинаптическую мембрану?

24. Почему возбуждение по рефлекторной дуге проводится медленнее, чем по нервному волокну?

25. В каких участках рефлекторной дуги происходит задержка проведения возбуждения?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Дендриты нейронов

1) передают возбуждение от нейрона к другим рядом расположенным нейронам

2) являются наиболее возбудимой частью нейрона, в результате первично на них генерируются ПД

3) значительно увеличивают поверхность нервной клетки, что создает возможность образования на ней большого числа синапсов

4) в их цитоплазме синтезируются предшественники медиатора данного нейрона

 

2. Нервная клетка выполняет все функции, кроме

1) приема информации

2) хранения информации

3) кодирования информации

4) выработки медиатора

5) непосредственного участия в образовании гематоэнцефалического барьера

4. В рефлекторной дуге обычно наибольшее время за держки проведениЯ возбуждения наблюдается

1) в афферентном звене

2) в эфферентном звене

3) в центральном звене

4) в звене обратной афферентации

5) задержка проведения возбуждения не наблюдается

5. НЕЙРОНЫ ИМЕЮТ САМЫЙ НИЗКИЙ ПОРОГ РАЗДРАЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ

1) начального сегмента короткого дендрита

2) разветвления длинных дендритов

3) начального сегмента аксона

4) сомы

6. Рефлекторная дуга – это

1) структурно-функциональная единица ЦНС, состоящая из рецепторов и исполнительного органа

2) путь, связывающий между собой центральную нервную систему и исполнительный орган

3) комплекс специфически организованных нервных клеток, взаимодействие которых необходимо для осуществления рефлекса

4) путь, связывающий между собой нейроны ЦНС

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. При измерении возбудимости сомы, дендритов и аксонного холмика нейрона получены следующие цифры: реобаза разных отделов клетки оказалась равной 100 мв, 30 мв., 10 мв.

Указать, каким отделам клетки соответствует каждый из параметров?

 

Задача № 2. Во время проведения операции для продления продолжительности периода клинической смерти произвели охлаждение мозга.

Объяснить, почему это возможно?

 

Задача № 3. Рефлекторные дуги соматической и вегетативной нервной систем существенно различаются.

Указать, в чем морфологические различия рефлекторных дуг вегетативной и соматической нервных систем?

 

Задача № 4. Известно, что колхицин блокирует ток аксоплазмы в нервных волокнах, но не нарушает проведение возбуждения. Экспериментатор воздействовал кохицином на мотонейрон иннервирующий мышцу.

Определить, как это повлият на мышцу?

 

Задача № 5. Для проведения возбуждения по рефлекторной дуге требуется время.

1. Определить, в каком компоненте рефлекторной дуги протекают процессы, приводящие к изменению времени рефлекторной реакции?

2. Указать, от чего зависит время рефлекторной реакции?

 

Занятие № 2

Свойства нервных центров. Принципы координированной

Деятельности ЦНС. Торможение в ЦНС

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Изучить свойства нервных центров.

2. Рассмотреть виды, механизмы и физиологическое значение центрального торможения.

3. Определить закономерности проведения возбуждения в нервных сетях.

4. Изучить принципы координационной деятельности центральной нервной системы.

5. Ознакомиться с методами исследования ЦНС.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие о нервных цепях и центрах. Особенности обработки информации в нервных цепях.

2. Свойства нервных центров: суммация, последействие, тонус, трансформация, пластичность и другие.

3. Принципы распространения возбуждения в ЦНС: дивергенция, конвергенция, одностороннее проведение возбуждения, центральная задержка, реверберация и другие.

4. Торможение в ЦНС. Основные виды торможения и их механизмы.

5. Принципы координированной деятельности ЦНС. Принципы переключения, реципрокности, облегчения, обратной связи, проторения пути, общего «конечного пути», доминанты, субординации.

6. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения.

7. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции соматических и вегетативных функций.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: « Методы исследования ЦНС», «Свойства нервных центров», «Торможение рефлексов спинного мозга», «Периферическое торможение», «Центральное торможение», «Парабиотическое торможение», «Нарушение функций ЦНС под действием стрихнина», «Иррадиация возбуждения», «Суммация возбуждения».

Плакаты: Свойства нервных центров. Свойства облегчения и торможения (схема). Сеченовский разрез мозга. Схема общего конечного пути (по Шеррингтону). Механизм торможения мотонейронов спинного мозга.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Работа № 1

Исследование механизма общего конечного пути

Необходимо: испытуемый, неврологический молоточек.

Учебно-исследовательская цель работы: доказать механизм общего конечного пути человека на базе коленного рефлекса.

Ход работы

1. Посадите испытуемого на стул в положении нога на ногу (в области коленного сустава), нога расслаблена.

2. Испытуемому предложите разгибать ногу в коленном суставе. Эта реакция осуществляется через механизм второй сигнальной системы, т. е. по словесному указанию.

3. Ударьте неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы испытуемого и наблюдайте аналогичное разгибание ноги в коленном суставе.

4. Испытуемого попросите медленно разгибать ногу в коленном суставе и во время движения ноги быстро ударьте неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы. Если нога еще не полностью разогнута, происходит усиление движения. (Обе рефлекторные реакции имеют разные чувствительные пути и один общий двигательный путь. При одновременном действии обоих механизмов может произойти суммация эффектов, т. е. усиление движения по разгибанию ноги в коленном суставе.)

5. Заполните таблицу 9 и схематически изобразите рефлекторные дуги, объясняющие механизм общего конечного пути.

Таблица 9

Вид воздействия Ответная реакция
   
   

 

Работа № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: