1. Каковы преимущества нервной регуляции в сравнении с гуморальной?
2. Какие принципы лежат в основе деятельности ЦНС?
3. Что такое нейрон?
4. Каково его строение?
5. В чем заключается функциональное назначение отростков нейрона?
6. Как проводится возбуждение от нейрона к нейрону в ЦНС?
7. Что такое синапс?
8. Раскройте подходы к классификации синапсов.
9. Дайте характеристику типов нейронов.
10. Охарактеризуйте нервное волокно.
11. Дайте характеристику физиологических свойств нервного волокна.
12. Что такое глия, и каково ее функциональное назначение?
13. Почему время рефлекса зависит от числа вставочных нейронов?
14. Сформулируйте понятие рефлекса.
15. Когда и кем был установлен принцип рефлекторной деятельности ЦНС?
16. Что называется рефлекторной дугой?
17. Что называется временем рефлекса?
18. В каком направлении проводится возбуждение через синапс?
19. Что такое постсинаптическая мембрана?
20. Каковы функции дендритов и аксонов нервных клеток?
21. Что называют синаптической задержкой?
|
|
22. Какие медиаторы Вы знаете?
23. Как влияет возбуждающий медиатор на постсинаптическую мембрану?
24. Почему возбуждение по рефлекторной дуге проводится медленнее, чем по нервному волокну?
25. В каких участках рефлекторной дуги происходит задержка проведения возбуждения?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Дендриты нейронов
1) передают возбуждение от нейрона к другим рядом расположенным нейронам
2) являются наиболее возбудимой частью нейрона, в результате первично на них генерируются ПД
3) значительно увеличивают поверхность нервной клетки, что создает возможность образования на ней большого числа синапсов
4) в их цитоплазме синтезируются предшественники медиатора данного нейрона
2. Нервная клетка выполняет все функции, кроме
1) приема информации
2) хранения информации
3) кодирования информации
4) выработки медиатора
5) непосредственного участия в образовании гематоэнцефалического барьера
4. В рефлекторной дуге обычно наибольшее время за держки проведениЯ возбуждения наблюдается
1) в афферентном звене
2) в эфферентном звене
3) в центральном звене
4) в звене обратной афферентации
5) задержка проведения возбуждения не наблюдается
5. НЕЙРОНЫ ИМЕЮТ САМЫЙ НИЗКИЙ ПОРОГ РАЗДРАЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ
1) начального сегмента короткого дендрита
2) разветвления длинных дендритов
3) начального сегмента аксона
4) сомы
6. Рефлекторная дуга – это
1) структурно-функциональная единица ЦНС, состоящая из рецепторов и исполнительного органа
2) путь, связывающий между собой центральную нервную систему и исполнительный орган
|
|
3) комплекс специфически организованных нервных клеток, взаимодействие которых необходимо для осуществления рефлекса
4) путь, связывающий между собой нейроны ЦНС
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача № 1. При измерении возбудимости сомы, дендритов и аксонного холмика нейрона получены следующие цифры: реобаза разных отделов клетки оказалась равной 100 мв, 30 мв., 10 мв.
Указать, каким отделам клетки соответствует каждый из параметров?
Задача № 2. Во время проведения операции для продления продолжительности периода клинической смерти произвели охлаждение мозга.
Объяснить, почему это возможно?
Задача № 3. Рефлекторные дуги соматической и вегетативной нервной систем существенно различаются.
Указать, в чем морфологические различия рефлекторных дуг вегетативной и соматической нервных систем?
Задача № 4. Известно, что колхицин блокирует ток аксоплазмы в нервных волокнах, но не нарушает проведение возбуждения. Экспериментатор воздействовал кохицином на мотонейрон иннервирующий мышцу.
Определить, как это повлият на мышцу?
Задача № 5. Для проведения возбуждения по рефлекторной дуге требуется время.
1. Определить, в каком компоненте рефлекторной дуги протекают процессы, приводящие к изменению времени рефлекторной реакции?
2. Указать, от чего зависит время рефлекторной реакции?
Занятие № 2
Свойства нервных центров. Принципы координированной
Деятельности ЦНС. Торможение в ЦНС
Учебно-исследовательская цель занятия:
1. Изучить свойства нервных центров.
2. Рассмотреть виды, механизмы и физиологическое значение центрального торможения.
3. Определить закономерности проведения возбуждения в нервных сетях.
4. Изучить принципы координационной деятельности центральной нервной системы.
5. Ознакомиться с методами исследования ЦНС.
Вопросы для самоподготовки
1. Понятие о нервных цепях и центрах. Особенности обработки информации в нервных цепях.
2. Свойства нервных центров: суммация, последействие, тонус, трансформация, пластичность и другие.
3. Принципы распространения возбуждения в ЦНС: дивергенция, конвергенция, одностороннее проведение возбуждения, центральная задержка, реверберация и другие.
4. Торможение в ЦНС. Основные виды торможения и их механизмы.
5. Принципы координированной деятельности ЦНС. Принципы переключения, реципрокности, облегчения, обратной связи, проторения пути, общего «конечного пути», доминанты, субординации.
6. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения.
7. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции соматических и вегетативных функций.
ДЕМОНСТРАЦИИ
Учебные видеофильмы: « Методы исследования ЦНС», «Свойства нервных центров», «Торможение рефлексов спинного мозга», «Периферическое торможение», «Центральное торможение», «Парабиотическое торможение», «Нарушение функций ЦНС под действием стрихнина», «Иррадиация возбуждения», «Суммация возбуждения».
Плакаты: Свойства нервных центров. Свойства облегчения и торможения (схема). Сеченовский разрез мозга. Схема общего конечного пути (по Шеррингтону). Механизм торможения мотонейронов спинного мозга.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа № 1
Исследование механизма общего конечного пути
Необходимо: испытуемый, неврологический молоточек.
Учебно-исследовательская цель работы: доказать механизм общего конечного пути человека на базе коленного рефлекса.
Ход работы
1. Посадите испытуемого на стул в положении нога на ногу (в области коленного сустава), нога расслаблена.
2. Испытуемому предложите разгибать ногу в коленном суставе. Эта реакция осуществляется через механизм второй сигнальной системы, т. е. по словесному указанию.
|
|
3. Ударьте неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы испытуемого и наблюдайте аналогичное разгибание ноги в коленном суставе.
4. Испытуемого попросите медленно разгибать ногу в коленном суставе и во время движения ноги быстро ударьте неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы. Если нога еще не полностью разогнута, происходит усиление движения. (Обе рефлекторные реакции имеют разные чувствительные пути и один общий двигательный путь. При одновременном действии обоих механизмов может произойти суммация эффектов, т. е. усиление движения по разгибанию ноги в коленном суставе.)
5. Заполните таблицу 9 и схематически изобразите рефлекторные дуги, объясняющие механизм общего конечного пути.
Таблица 9
Вид воздействия | Ответная реакция |
Работа № 2