1. Проведите процедуру самонаблюдения за изменениями собственного настроения в течение дня. Для этого сделайте не менее 6-8 замеров с равным временным интервалом, пользуясь 10-балльной шкалой для самооценки настроения.
2. Проанализируйте приведенные отрывки из текстов и выберите те их них, которые соответствуют современным научным представлениям [40: с. 18-19]. Аргументируйте свой выбор.
а) Поскольку психика – это особый, замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная субстанция, не связанная с внешним миром, то ее познание возможно только единственным способом – внутренним зрением, инроспекцией.
б) Психология обогащает фонд своих знаний с помощью объективных методов. «Объективный принцип исследования – это не метод непосредственного усмотрения каким-то внутренним зрением психических явлений, а путь их опосредованного познания (т.е. исследования посредством анализа их объективных проявлений в деятельности). Изучая деятельность человека, протекающую в точно учитываемых условиях, мы получаем возможность судить о психических процессах» [24: с. 58].
|
|
в) «Объективный метод в психологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторичного, производного шло из того объективного, что является по отношению к психике первичным» [41: с. 287].
г) По мнению известного философа Э. Гуссерля, «все материальное, физическое, внешнее дано опосредствованно через психику, психические же переживания субъекта есть единственная первичная, непосредственная данность. И потом данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны» [23: с. 41].
д) «Метод самонаблюдения, как один из наиболее частных и специфических методов, имеет достаточно узкую, хотя и разнообразную сферу применения. Его едва ли целесообразно использовать как самостоятельный метод. Вместе с тем он может быть эффективным дополнением и источником ценного материала в структуре психологического исследования в комплексе с другими методами … Ни один из психологических методов не гарантирует получения совершенно достоверных и ценных научных данных» [14: с. 242-243].
3. Проведите анализ «Схемы наблюдения» по вопросам [27: с. 42-43]:
· Что является предметом наблюдений?
· Соответствует ли программа цели наблюдения?
· Какой вид наблюдения используется в данном исследовании?
· Наблюдением каких параметров организованности можно дополнить программу наблюдения?
· Каким должен быть временной график проведения наблюдения, чтобы получить представления об особенностях организованности как формирующемся свойстве личности школьника?
Схема наблюдения
Наблюдаемая ситуация | Время включения в деятельность в соответствии с заданием | Содержание задания | Время основной деятельности | Время отвлечений | Содержание отвлечений |
Подготовка рабочего места к уроку Выполнение одного из заданий учителя на уроке математики или русского языка Выполнение одного из заданий учителя на уроке физкультуры или труда Выполнение домашнего задания |
|
|
4. Перед исследователем стояла задача – изучить психологические особенности классификации словесного и наглядного материала у учащихся 2-го, 4-го и 5-го классов в лабораторном эксперименте. Исследование проводилось индивидуально с каждым учеником по одинаковой схеме. Ребенку предлагалось 36 картинок с изображением отдельных предметов (часы, линейка, термометр, велосипед, лодка, трамвай и т.д.), расположенных в случайном порядке в виде матрицы 6Х6. Испытуемого просили отобрать картинки, чем-то сходные между собой с его точки зрения (он мог взять столько картинок, сколько хотел). Когда он составлял группу, его просили объяснить, чем похожи отобранные картинки. Затем из оставшихся картинок предлагалось отобрать следующую группу и т.д. до полной классификации материала.
После окончания первой части опыта (с перерывом в 30 минут) ребенку предлагался набор из 36 отпечатанных на карточках слов, расположенных также в виде матрицы 6Х6 в случайном порядке, и ставилась задача, идентичная описанной выше.
· Проанализируйте описание эксперимента и выделите: а) независимые переменные, б) предполагаемые зависимые переменные, в) неконтролируемые условия, которые могут сказаться на результатах эксперимента.
· Каков основной недостаток описанной схемы эксперимента, который может привести к систематической ошибке?
Предложите два других возможных варианта организации эксперимента, свободных от систематических ошибок:
6. Проанализируйте нижеприведенную анкету и установите, что она позволяет оценить; к кому обращены вопросы анкеты; предложите по три варианта ответов на каждый из вопросов анкеты (иначе говоря, переделайте данную анкету в стандартизированную); предложите способ качественной и количествен6ной обработки результатов анкетирования:
АНКЕТА
1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?
2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на «сообразительность»?
3. Много ли читает дополнительной литературы?
4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
5. Часто ли задает вопросы [27: с. 49]?
7. Для повышения надежности вопросников часто к основному перечню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оценить степень искренности людей при ответе на основные вопросы. Ниже приведена часть вопросов, входящих в «шкалу лжи» детского опросника для выявления двух свойств темперамента: экстраверсии-интроверсии и эмоциональной нестабильности.
1. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?
2. Ты всегда выполняешь все сразу так, как тебе говорят?
3. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
4. Ты когда-нибудь говорил правду?
5. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?
6. Бывало ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?
7. Ты любишь иногда похвастаться?
8. Ты шумишь иногда в классе, если там нет учителя [27, с.49]?
Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основание их подбора в «шкалу лжи». Предложите 5 своих вопросов для «шкалы лжи».
8.Проанализируйте данные протоколы беседы, целью которой было выяснение того, кем бы ребенок хотел быть (имеется в виду общественное поручение в классе), почему он к этому стремится.
Протокол 1
Экспериментатор | Шурик А., 3 класс |
- А выберут тебя ребята? | - Не знаю. |
- А как ты думаешь? | - Не знаю, может и нет. |
- Хочется, чтобы выбрали тебя? | - Вообще-то хочется, нет, не очень. |
- Ты огорчаешься, если тебя не выберут? | - Нет, чего там, мне и так хорошо. |
- все-таки будет, обидно, других выберут, а тебя нет? | - Чего обижаться, я не так уж хочу. |
|
|
Протокол 2
Экспериментатор | Галя Т., 3 класс |
- Выберут тебя ребята? | - Не знаю. |
- А кем ты хочешь быть? | - Мне хочется быть главной по спальне. |
- Почему? | - Я люблю командовать. |
- А ты сумеешь? | - Сумею, конечно. |
- Что же ты сумеешь? | - Сумею сказать, чтобы все сделали. |
- А если не послушаются? | - Командира должны слушаться. |
Протокол 3
Экспериментатор | Женя В., 3 класс |
- А ты хотел бы, чтобы тебя выбрали? | - Вообще-то хотел бы, но раз я плохо учусь, меня не выберут. |
- Тебе не обидно, что тебя никем не выбрали? | - А чего обидно, у меня и так не хватает времени играть. |
- А кем хочется быть? | - Никем, и так весело, в интернате. |
- Ну а если бы выбрали? | - Не так уж хочется. А если бы выбрали, я бы работал. |
- А смог бы? | - Да, это не трудно. |
Вопросы:
1. Вычлените в протоколах беседы вопросы, запрограммированные и возникшие в ходе беседы.
2. Сопоставьте цели исследования, цели беседы, программу беседы.
3. Отвечает ли программа и ход проведения беседы требованиям, предъявляемым к этому методу?
4. Обобщите в соответствии с целью беседы полученные результаты [27: с. 51-52].
9. Метод изучения «продуктов деятельности» был использован в исследовании организаторских способностей. С целью выявления особенностей раннего проявления организаторских способностей дошкольникам предлагалось организовать и провести инсценировку сказки [27: с. 54-55].
Познакомьтесь с протоколом записи организаторской деятельности детей исследователем:
«Гарик Р. (3 года 2 месяца) – очень живой, подвижных мальчик, с хорошо развитой речью, общительный со взрослыми и детьми, знает много сказок и очень хорошо их рассказывает, отражая в мимике, голосе, движениях особенности героев. Когда его попросили провести инсценировку сказки с детьми, тему он выбрал сам: «Мы будем играть в волка, козу и козлят». Он носит стулья, расставляет их, усаживает каждого ребенка. Когда все дети сели, Гарик занял свое место перед ними и хорошо, с соответствующей мимикой и выражением рассказал сказку. Дети слушали внимательно и сосредоточенно. Когда же воспитательница предложила ему сделать так, чтобы все дети играли, мальчик смутился, стал вызывать в круг детей, у которых была еще слабо развита активная речь, тащил их за руку или несмело предлагал взять на себя ту или иную роль; групповой игры не получилось.
|
|
Тогда Витя Б. (2 года 8 месяцев) взял на себя инициативу и стал волком, велел Гарику стать козой, а другим детям козлятами и уверенно повел игру, обнаружив при этом действительное знание своей группы. В это время Гарик выполнял свою роль или смущенно сидел перед детьми».
Вопросы:
1. Какой продукт деятельности является для исследователя объектом рассмотрения?
2. Соответствует ли приведенный протокол требованиям метода изучения «продуктов деятельности»?
3. Дифференцируйте в протоколе объект рассмотрения и комментарий к нему.
4. Можно ли приведенный протокол рассматривать как протокол наблюдения? Почему? Можно ли приведенный пример отнести к методу наблюдения? Почему?
Темы рефератов
1. Классификация методов в психологии.
2. Основные методы в психологии.
3. Дополнительные методы в психологии.
4. Достоинства и ограничение метода наблюдения.
5. Достоинства и ограничение метода эксперимента.
6. Опросные методы.
7. Метод изучения продуктов деятельности.
8. Эмпирические методы.
9. Метод тестов.