Организационные основы тренировочного процесса, направленного на совершенствование координации у девушек 16-17 лет, занимающихся волейболом
Выпускная квалификационная работа по специальности
Физическая культура»
(углубленный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – педагог по физической культуре и спорту
Научный руководитель:
Крылов М.С.
Москва, 2021
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..…3
Глава I. Литературный обзор……………………..…………..………...……….6
1.1.Понятие о физических качествах…………………………………………….6
1.2.Методика развития координационных способностей……….…………...9
1.3.Возрастные особенности развития силы у девушек 16-17 лет..........….10
1.4. Задачи развития координационных способностей способностей….....11
1.5. Закономерности построении тренировочных занятий …………………..12
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………………..14
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………………….14
|
|
2.2. Методы исследования………………………………………………………15
2.3. Организация исследования…………………………………………………18
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развития скоростно-
силовых способностей у занимающихся 14-16 лет, легкой атлетикой…...……………………………………….………………….………...32
3.1. Особенности экспериментальной методики ……………………………...19
3.2.Начальные результаты контрольной группы................................................26
3.3. Начальные результаты экспериментальной группы……………………...28
3.4.Программный материал по физической культуре для секционных занятий……………………………………………………………………………32
3.5.Комплекс специальных упражнений, направленных на развитие взрывной силы у занимающихся в секции легкая атлетика…………………..34
3.6. Итоговое тестирование юношей в конце исследования…………………39
3.7. Итоговые результаты контрольной группы……………………………….42
3.8. Итоговые результаты экспериментальной группы……………………….44
Выводы …………………………………………………………………………..47
Практические рекомендации …………………………………………………48
Список использованной литературы ………………………………………..50
Введение
Актуальность темы. Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.
Известно, что физическая подготовка – это длительный процесс, цель которого достижение волейболистами высокого уровня физической подготовленности. Этот уровень физической подготовленности должен соответствовать требованиям игры.
|
|
Физическая подготовленность волейболиста является одним из факторов, от которого зависит эффективность командных, групповых и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техничным не был волейболист, он ни когда не добьется успеха, не обладая хорошей и разносторонней физической подготовленностью. Современный волейбол связан с высокой интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений.
Актуальность исследования в данной области объясняется тем, что на наш взгляд, научных исследований проблемы развития координационных способностей у девушек 16-17 лет, занимающихся волейболом, недостаточно.
Цель исследования – повышение уровнякоординационных способностей у девушек 16-17 лет, занимающихся волейболом.
Объект исследования – процесс подготовки ловкости у девушек 16-17 лет, занимающихся в секции по волейболу.
Предмет исследования – организация в секционной работе по волейболу специальной подготовки у девушек 16-17 лет, занимающихся в секции по волейболу.
Гипотеза исследования – предполагалось, что специально разработанный комплекс упражнений развивающий координационную способность, позволит существенно увеличить результаты в волейболе.
Научная новизна - научной новизной является исследование авторской методики для улучшения координации у девушек 16-17 лет, занимающихся в секции по волейболу.
Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности применить методику (на основании полученных данных проведенного исследования) в секционные занятия, что будет способствовать увеличению результатов у девушек 16-17 лет в волейболе.
Глава I. Современное состояние проблемы
Понятие о физических качествах
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
В волейболе физические качества условно делятся на общие и специальные. Общие физические качества - сила, быстрота, выносливость, координационные способности, гибкости. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.
Для волейбола наиболее значимы скоростно-силовые способности. Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы - возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.
«Взрывная» сила - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления «взрывной» силы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный уровень развития силы мышц кистей; подачи - силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара - комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий.
Прыгучесть - способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения.
|
|
Общая быстрота - способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота обусловливается подвижностью нервных процессов (возбуждение - торможение), биохимическими процессами в работающих мышцах (скорость расщепления и восстановления энергии), степенью владения техническими приемами, силовой подготовленностью, подвижностью в суставах и эластичностью сухожилий и мышц.
Для развития «общей» быстроты движений целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных игр, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений. Наиболее эффективной для развития быстроты движений является разносторонняя физическая подготовка с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера.
Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом: игрок должен увидеть мяч, оценить скорость и направление полета, выбрать план действий и начать осуществлять его. Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0,25 до 1 с. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого используют: увеличение скорости полета мяча; внезапное появление мяча; сокращение дистанции.
Быстрота перемещений - способность волейболиста максимально быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема. Проявление быстроты перемещения зависит от скорости протекания нервных процессов в работающих мышцах, от силовой подготовленности спортсмена и других факторов. Средствами развития быстроты перемещений могут быть рывки и ускорения, имитационные упражнения, упражнения с мячами, фрагменты игры и игра. В волейболе все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании.
|
|
Общая выносливость - способность длительное время выполнять любую мышечную работу без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость можно определить как способность противостоять утомлению.
Скоростная выносливость - способность волейболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры. Мышечная работа для такого вида деятельности проходит в «бескислородных» условиях. Развитие и проявление скоростной выносливости опирается, прежде всего, на высокий уровень анаэробной производительности, подготовленность опорно-двигательного аппарата, на силу психических процессов, на экономичность спортивной техники. Средствами тренировки являются беговые упражнения, имитационные, основные упражнения, выполняемые многократно.
Прыжковая выносливость - способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями без снижения эффективности техники и тактики игры. Мышечная работа носит региональный характер и проходит в анаэробных условиях. Способность продолжать мышечную работу в «бескислородных» условиях обеспечивается и волевой подготовкой волейболистов. Средствами тренировки являются: прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без них, имитационные, основные упражнения и др.
Игровая выносливость - способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры. Она объединяет в себе все виды выносливости и специальные физические качества. Высокий уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма волейболистов, а также специальных физических качеств - одни из главных факторов поддержания высокой работоспособности по ходу игры. Средства тренировки - игры с большим количеством партий (6-9) как полными, так и неполными составами (5x5,4x5, 3x4 и т.д.), использование в процессе игры (в паузах отдыха) специальных заданий.
Координационные способности - способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Координационные способности в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.
Развитие координационных способностей волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении. Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. В процессе игры на спортсменов действуют определенные раздражители: фактор чужого поля, сложная траектория полета мяча, плохое освещение, начало матчей не вовремя, некорректные отношения внутри команды и др. Соревнования проходят при зрителях, симпатии которых к командам могут быть разделены поровну, или преимущественно своей команде, или сильнейшей, или слабой команде. Воздействие зрителей на спортсменов велико: оно способствует содержательной, эмоциональной игре обеих команд, или подавляет действия игроков (игрока) одной команды и дает эмоциональный заряд другой команде. Координационные способности, отработанные до автоматизма помогают справиться со всеми раздражителями, действующими на волейболистов во время игры, и делают игру спортсменов результативной и зрелищной. Таким образом, мы можем определенно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов совершенно верна.