ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
В00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа по учебному предмету
В01.УП.01.ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Хоровое пение».
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
|
|
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Учебный план;
- Учебно-тематический план;
- Содержание тем;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на различных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список дополнительной литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» «Народные инструменты» и срокам обучения по этим программам при их реализации детскими школами искусств.
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в вариативную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
|
|
2. Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» - 2 года
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Элементарная теория музыки»:
Таблица 1
Класс | 7 класс | 8 класс |
Максимальная учебная нагрузка | 66 часов | 66 часов |
Количество часов на аудиторные занятия | 33 часа | 33 часа |
Количество часов на внеаудиторную работу | 33 часа | 33 часа |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая от 4 до 10 человек, продолжительность урока – 40 минут.
Цель и задачи предмета
Цель:
изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
· обобщение знаний по музыкальной грамоте;
· понимание значения основных элементов музыкального языка;
· умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета;
· систематизация полученных сведений для элементарного анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств;
· формирование и развитие музыкального мышления.
Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на:
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,
приобретение навыков творческой деятельности,
умение планировать свою домашнюю работу,
осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умение давать объективную оценку своему труду,
формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определение наиболее эффективных способов достижения результата.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Средства обучения:
фортепиано, интерактивная доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер.
Наглядные пособия:
таблицы, схемы, иллюстрации, клавиатуры.
II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Класс
Таблица 2
№ | Наименование темы | Аудиторные занятия |
1. | Интервалы. | 1 |
2. | Интервалы. Обращение интервалов. | 1 |
3. | Увеличенные и уменьшенные интервалы. | 1 |
4. | Характерные интервалы и тритоны. | 3 |
5. | Аккорд. Трезвучия. Обращения трезвучий. | 2 |
6. | Лад. Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение тональностей. | 2 |
7. | Аккорды в тональности. | 2 |
8. | Виды септаккордов. | 1 |
9. | D7 с обращениями (в тональности, от звука). | 3 |
10. | Виды гармонических оборотов: плагальный, автентический, полный, прерванный. | 1 |
11. | Голосоведение. | 1 |
12. | Два уменьшенных трезвучия. | 2 |
13. | Увеличенное трезвучие. | 2 |
14. | МVII7, УмVII7 | 2 |
15. | Внутрифункциональное разрешение вводных септаккордов. | 2 |
16. | Группировка в простых размерах. | 2 |
17. | Группировка в размерах 3/8, 6/8. | 2 |
18. | Строение музыкальной речи. Фактура. | 1 |
19. | Жанры. | 1 |
20. | Зачет | 1 |
|
|
Класс
Таблица 3
№ | Наименование темы | Аудиторные занятия |
1. | Интервалы. Составные интервалы. | 2 |
2. | Разрешение интервалов. | 2 |
3. | II7 (в тональности, от звука). | 3 |
4. | Внутрифункциональное разрешение II7. | 3 |
5. | Главные и побочные септаккорды. Разрешение побочных септаккордов. | 2 |
6. | Буквенно-цифровые обозначения аккордов. | 2 |
7. | Стабильные монодические лады. | 2 |
8. | Особые лады. | 1 |
9. | Энгармонизм. | 1 |
10. | Виды тональностей. | 1 |
11. | Хроматизм. | 2 |
12. | Типы тональных соотношений. Поиск тональностей. | 2 |
13. | Родственные тональности (I степень родства). | 2 |
14. | Хроматическая гамма. | 2 |
15. | Ритм. Группировка. | 2 |
16. | Секвенции. Каденции. | 1 |
17. | Строение музыкальной речи. | 1 |
18. | Фактура. | 1 |
19. | Зачет. | 1 |
Содержание курса
Класс
Интервалы.
В музыке все измеряется тонами и полутонами. Расстояние между двумя белыми клавишами, если между ними есть черная, равна тону. Расстояние между двумя белыми клавишами, если между ними нет черной – полутону. Расстояние от белой клавиши до ближайшей черной – полутону.
Знаки альтерации (альтерация – изменение):
диез - повышает ноту на полтона;
бемоль – понижает ноту на полтона;
дубль-диез – повышает ноту на тон;
дубль-бемоль – понижает ноту на тон.
Интервал – соотношение двух музыкальных звуков, взятых последовательно или одновременно. Интервал, звуки которого взяты одновременно, называют гармоническим.
|
|
Интервал, звуки которого взяты последовательно - называют мелодическим. Каждый интервал имеет ступеневую (количественную) и тоновую (качественную) величины.
Ступеневая величина отражает количество ступеней, составляющих данный интервал.
Тоновая величина отражает количество тонов, составляющих данный интервал. Она определяет вид интервала: чистый, большой, уменьшенный или увеличенный.
Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной. Интервалы в пределах октавы называются простыми, шире октавы – сложными или составными. Гармонические интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Консонанс – благозвучие. Консонансы делятся на три группы:
1. весьма совершенные – ч1, ч8
2. совершенные – ч4, ч5
3. несовершенные – м3, б3, м6, б6
Диссонанс – неблагозвучие: м2, б2, м7, б7, тритоны.
Название интервалов - счет на латинском языке.
Название интервала | Обозначение интервала | Количество тонов | Количество ступеней |
Чистая прима | ч1 | 0 | 1 |
Малая секунда | м2 | 0,5 | 2 |
Большая секунда | б2 | 1 | 2 |
Малая терция | м3 | 1,5 | 3 |
Большая терция | б3 | 2 | 3 |
Чистая кварта | ч4 | 2,5 | 4 |
Тритон: увеличенная кварта уменьшенная квинта | ув4 ум5 | 3 3 | 4 5 |
Чистая квинта | ч5 | 3,5 | 5 |
Малая секста | м6 | 4 | 6 |
Большая секста | б6 | 4,5 | 6 |
Малая септима | м7 | 5 | 7 |
Большая септима | б7 | 5,5 | 7 |
Чистая октава | ч8 | 6 | 8 |
Сначала высчитывается ступеневая величина интервала, только после этого – тоновая.
При построении интервалов вниз знаки действуют наоборот: диез – уменьшает интервал, бемоль – увеличивает.
Обращение интервалов.
Обращение интервала – перемещение основания на октаву вверх или вершины на октаву вниз. Сумма обращений интервалов равна 9 ступеням.
Малый интервал переходит (обращается) в большой, большой – в малый, чистые – в чистые, уменьшенные – в увеличенные, увеличенные – в уменьшенные, дважды уменьшенные – в дважды увеличенные, дважды увеличенные – в дважды уменьшенные.