Цель: различение звуков [з] и [ж] в словах.
Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Помни: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку — вещи, в названии которых есть звук [ж].
Слова со звуком [з]: зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.
Слова со звуком [ж]: жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь.
Задание 6. Многократное произнесение слов с четким проговариванием звуков [з] и [ж]: жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задолжать, заслужить.
Задание 7. Повторение словосочетаний. Постепенно ускорять темп, контролировать правильное произношение звуков [з] и [ж]: змеиная кожа, желтый зонт, зимняя стужа, зеленая жаба, зеленая жилетка, важное задание.
Задание 8. Повторение предложений с четким произнесением звуков [з] и [ж].
Зоя ухаживает за животными.
На зеленый лужок выбежал ежик.
На елке зажглась золотая звезда.
Зеленая жаба сидит в луже.
У Жени азбука.
Зоя купила свежую зелень к ужину.
Лиза лежит на желтом песке.
|
|
Коза жует незабудки.
У Жени — лыжи, у Лизы и Зои — санки.
Завизжала железная пила.
Задание 9. Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков:
за — за — за — на лугу коза;
жа — жа — жа — есть иголки у ежа;
зу — зу — зу — мыли ноги мы в тазу;
жу — жу — жу — молока дадим ежу;
зы — зы — зы — есть козлята у козы;
жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.
Задание 10. Повторение скороговорок с контролем артикуляции звуков [з] и [ж].
Змеиное жало
Что лезвие кинжала.
Жук жужжит, звонок звенит.
Звонок звенит, жук жужжит.
Завизжала пила.
Зажужжала пчела.
Живут Зоя и Зина
Возле книжного магазина.
Заседали в полдень зайки
Возле лужи на лужайке.
Зоя и Вика
Жуют ежевику.
Задание 11. Повторение стихотворных текстов с произнесением звуков [з] и [ж].
У Зины много забот —
Заболел у зайки живот.
Купила Жене мама
Новую пижаму:
Желтые цветочки
И везде замочки.
Дождик звонко застучал,
Он нам очень нужен.
Будем бегать босиком
Мы по этим лужам.
Жанна ежика нашла
И домой его взяла.
Ну а ежик заскучал
И к ежатам убежал.
Зеленая жаба
В луже сидела.
Девочка Зина
На жабу глядела.
Желтый, желтый, желтый змей,
Желтый змей бумажный.
Он взлетает высоко,
Желтый змей отважный.
Задание 12. Пальчиковая игра.
Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [з] и [ж].
К Жене гости прибежали. Пальцы «бегут» по столу.
Все друг другу руки жали. Рукопожатия, попеременно то правая,
то левая рука сверху.
|
|
— Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди «здороваются»
— Здравствуй, Жанна! с большими пальцами обеих рук.
— Рад, Сережа!
— Рад, Снежана!
— Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить «пирожок».
Может, коржик? Показать раскрытые ладошки.
Иль рожок? Пальцы сложить в виде рожка.
Вот драже вам на ладошку. Постучать по ладони кончиками
пальцев другой руки.
Все берите понемножку. Двумя пальцами (большим и указательным,
большим и средним и т. д.) брать с ладошки.
С ручек все стряхнули крошки Энергично встряхнуть кистями рук.
И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.
Дифференциация звуков [ш] и [ж]
Жили-были змея и жук. Змея любила шипеть: «Ш-ш-ш...», а жук очень громко жужжал: «Ж-ж-ж...» Вот какую историю о них мы расскажем вместе со Старичком Звуковичком. Услышав слово «змея», ты будешь шипеть: «Ш-ш-ш...», а при слове «жук» — жужжать: «Ж-ж-ж...»
Решил ежик пойти в сад, чтобы сделать запасы на зиму. По дороге он встретил жука. (Ребенок: «Ж-ж-ж...»)
Жук. Куда идешь, ежик?
Ежик. Хочу запастись яблочками и грушами.
Жук. Но у нас в саду поселилась злая змея. (Ребенок: «Ш-ш-ш...») Она никому не дает собирать фрукты.
Ежик. Не волнуйся, я ее прогоню.
Ежик и жук подошли к саду. Вдруг в траве что-то зашелестело и зашипело. Это была змея (Ребенок: «Ш-ш-ш...») Испугался и улетел жук. (Ребенок: «Ж-ж-ж...») А ежик свернулся в клубок и налетел на змею (Ребенок: «Ш-ш-ш...»), змея зашипела. Ежик уколол ее своими иголками. Змея испугалась и быстро уползла из сада. Вернулся жук (Ребенок: «Ж-ж-ж...») и поблагодарил ежика.
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].
Педагог. Вспомним песенки этих звуков:
«Ш-ш-ш» — шипит в камнях змея,
Змей здесь целая семья.
Ребенок. Ш-ш-ш...
Педагог.
«Ж-ж-ж», конечно, звук жужжащий,—
Это жук жужжит блестящий. Т. Куликовская
Ребенок. Ж-ж-ж...
Педагог. Чем похожи эти звуки?
Ребенок. При произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки — согласные.
Педагог. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споем снова эти песенки.
Ребенок. Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — звенит. Звук [ш] — глухой, а звук [ж] — звонкий.
Задание 2. Игра «Поймай звук».
Цель: выделение звуков [ш] и [ж] из ряда звуков, слогов, слов.
Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов, а ты поднимай правую руку, если услышишь звук [ж], левую — если услышишь звук [ш].
Звуки: [к], [п], [ш], [л], [ф], [ж], [н], [ш], [д], [ж], [м], [р], [ш], [т], [ж].
Слоги: жу — ла — ко — шо — пы — жи — ро — шо — су — шу.
Слова: школа, стол, лыжи, зубы, ландыш, книга, пижама, сок.
Задание 3. Игра «Закончи слово»
Цели: развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах; формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Добавь слоги:
-ша или -жа: Ма.., лап.., лу.., ко.., кры.., афи..;
- ши или -жи: малы.., ланды.., но.., эта.., лу.., камы.., лы...
Задание 4. Игра «Добавь слово».
Цель: различение звуков [ш] и [ж] в словах.
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему... (штанишки).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая... (ушами).
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по... (животикам).
К. Чуковский
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот).
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему... (поможет).
С. Маршак
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине).
Задание 5. Игра «Пары слов».
|
|
Цель: различение звуков [ш] и [ж] в парах слов.
Змея и жук решили дружно петь свои песни. Когда услышишь в их песнях звук [ш], стукни по столу один раз, когда звук [ж] — два раза.
Пары слов: шар — жар, жила — шило, нужно — душно, уши — ужи, жутко — шутка, книжный — пышный, шаль — жаль, шить — жить, можно — мошка, шесть — жесть, лужок — мешок, пиджак — башмак.