С. А.: Вы жили на Украине?
М.: 35 лет я там жила. Отец был военнослужащим. Родилась в Кишиневе.
С. А.: Кто вы по национальности?
М.: Русская.
Б.: Мы с мужем объехали всю страну. Он был честный, порядочный, высокогуманный человек.
С. А.: Он давно умер?
Б.: 20 лет. Я посвятила себя молодому поколению.
С. А.: Как вы чувствуете себя в роли бабушки?
Б.: Хорошо.
С. А.: А вы, Наталья, в роли матери?
М.: Когда как.
Б.: У нас дружная семья.
С. А.: У вас преобладают женщины?
Б.: Женщины одни.
Н.: И девочка.
С. А.: Как вам без мужа? (Обращаясь к матери.)
М.: Бывает сложно. Когда нужно что-то поправить. Мужская рука, настоять, припугнуть, строго
сказать. (Надя улыбается.)
С. А.: Вы столько лет живете одна, не было возможности выйти замуж?
М.: Были, но никто не захотел быть Наде отцом.
С. А.: А для себя? Новые...
М.: Когда тебе за сорок – это сложно.
С. А.: Можно спросить девочку?
Б.: Да.
С. А.: Как тебе живется без мужчины?
Н.: Хорошо.
С. А.: А как ты относишься к тому, что мама не вышла замуж?
Н.: Это ее проблема. Без мужчин мне нормально.
|
|
С. А.: Все в семье медики. Какой твой выбор?
Н.: Ветеринар или милиционер.
С. А.: С чем это связано? Есть животные?
Н.: Да, кошка.
С. А.: Ты с ней занималась, лечила ее?
Н.: Нет, она не болела. Но я подбирала кошек.
С. А.: Попадало за это?
Н.: Да нет...
С. А.: Почему мама вздохнула?
М.: Мы были против, квартира у нас небольшая и достаток невелик. Принесенных с улицы кошек кормить не на что.
Н.: Выгоняли на улицу.
М.: В хорошие руки.
Н.: На улицу! (Девочка показывает матери исподтишка фигу.)
С. А.: Ты знаешь бюджет семьи? (Обращается к Наде.)
Н.. Нет. (Смеется.)
С. А.: Ты никогда не выписывала счета? Не знаешь, сколько тратится на твою одежду?
Н.: Много.
С. А.: Проблемы, как расходовать деньги, обсуждались женщинами?
М.: Да, обсуждаем. Бывает, остается 100 рублей на четверых в неделю.
Н.: С кем обсуждаем? С кошкой?! (Ерзает на стуле, гримасничает.)
С. А.: Кто решает денежные проблемы семьи?
М.: Бабушка.
Б.: До сих пор было благополучно. Бабушка работала. Сейчас, в связи с «обвалом», я не получаю зарплату. Бабушка в данном случае неправильно себя вела. Слишком активна и много брала не себя. А возможности изменились. Активность у девочки должна возрасти бы по мере взросления. Слишком много брала, привыкла, так воспитана. Плохо делала...
С. А.: Что именно?
Б.: Пассивность.
С. А.: Вы бы хотели передать часть функций другим членам семьи?
Б.: Да, но они активности не проявляют. Потребление, потребление, и все. Это неправильное
воспитание мной, старшим поколением.
С. А.: Теперь это возможно...
Б.: Да.
С. А.: Какие еще проблемы?
Б.: Надя, извини. Мне хотелось бы, чтобы Наденька поняла бы многие вещи. Убрать за собой, вымыть, почистить картошечку. Хотелось бы, чтобы Наденька стала более ответственной.
|
|
С. А. (к матери): А у вас какие пожелания?
М.: Чтобы Надя понимала, что ей никто плохого не желает. Привыкала бы к жизни. Спокойно говорю – делает вид, что не слышит, начинаю кричать – обвиняет, что это я научила. Побьешь, потом сама жалеешь. Контакта нет.
С. А.: Надя, а твои потребности? Как ты хочешь, чтобы с тобой общались?
Н.: Я не хочу, чтобы меня Наденькой называли. Просто Надя.
С. А.: Что бы ты еще хотела для себя?
Н.: Чтобы мама на меня не кричала.
С. А.: Всего-то? Так мало?
Н.: Да.
С. А.: Из-за чего она кричит?
Н.: Не слушаюсь часто.
С. А.: Из-за чего?
Н.: Лень делать.
С. А.: Может, маме назло?
Н.: И то и другое.
С. А.: Когда мама кричит, ты испытываешь ее на крепость?
Н.: Ага.
С. А.: А что делает бабушка?
Н.: Уходит и закрывает дверь.
С. А.: А ты?
Н.: Ухожу в свою комнату.
С. А. (к дочери): Кем ты хочешь стать?
Н.: Милиционером.
С. А. (матери): А как вы видите будущее своей дочери?
М.: Дело не в профессии. А как она сможет работать? Ответственно, внимательно, честно, добросовестно? Беспокоит нас ее учеба.
С. А.: Учеба – вторичный процесс. Когда ребенок не дорос, то он не может учиться.
М.: С 1-го класса нет усидчивости, внимания, устойчивости.
Я училась по-другому. Корпела, добивалась, а она все –«потом, пойду погуляю». Потом устала, спит. Утром будим.
С. А.: На какой возраст вы ее воспринимаете?
М. (обращаясъ к Наде): Ты для меня всю жизнь будешь ребенком, неиспорченным, беспомощным, 5-6 лет.
C.A.: (к девочке): Сколько лет ты будешь оставаться маленькой?
Н.: Я для нее всегда маленькая.
С. А.: Хорошо быть маленькой. Бабушка оставит свой лучший кусок торта?
Н.: Да.
С. А.: Мама говорит – всегда будешь маленькой...
М.: Хочется пожалеть, когда обидели. Ты всегда будешь для меня ребенком. Надя сама говорит:
«В школе я – ребенок, а вне школы – я уже большая, пойду гулять с друзьями».
С. А.: Ты хочешь быть взрослой на «тусовке» и маленькой в семье?
Н.: Да.
С. А.: А мама по отношению к бабушке маленькая?
Б.: Она взрослая, может себя обеспечить.
С. А.: А как вам удалось сохранить маленькой Надю?
Б: Мама сама училась, трудилась, видела отношения в семье, все труженики. Не знаю, наследственно ли она стала такой!?
С. А.: Дед был пограничником, а Надя нарушитель границы?
Б.: Честность у моего мужа была беспредельная.
С. А.: А Надя – нарушитель, который хочет работать в милиции?
Б. (смеется): «Следственность» развита. Все найдет. Сколько яблок ты съела вчера?
Н. (смеется).
С. А.: Вот видите, какие ресурсы есть у девочки! Как энергию перевести в другое русло?
Б.: Честности – ноль.
М.: «Мама, купи мороженое, я буду слушаться». Теперь ультиматум: «купи или горный костюм, или хурмы».
С. А.: А ты в горы ездишь?
Н.: С братом. Берет в горы.
С. А.: Насколько я понимаю, все ее жизненные удовольствия зависят от уроков?
Б.: Ну, не совсем так. Брат старший старается помочь.
С. А.: А Надя может помочь по бартеру своему дяде и брату? Ну, например, вымыть окна весной?
Н.: Да, могу.
Б.: Да, да. Как-то это никогда не приходило в голову! Спасибо.
С. А.: Ну, что же, наше время подошло к концу. Я благодарю вашу семью, что вы согласились исследовать ваши проблемы при публике. Надеюсь, у нас появятся еще идеи, как помочь вашей семье. Мы поделимся ими с вашим психотерапевтом. (Прощаются.)
Врачами-слушателями, входившими в «отражающую» команду, были высказаны следующие гипотезы появления в семье «идентифицированного пациента» (линейные и кибернетические гипотезы).
1. «Симптомы дочери носят характер орально-анальной» фиксации (гедонизм и сопротивление правилам семьи).
2. Воровка правды – мать, воровка радости – дочь (мать не сразу раскрыла данные анамнеза).
3. В семье двое «носителей симптома». Аддиктивный способ снятия напряжения у матери и дочери (компульсивное стремление к поиску сладкого у дочери, алкоголизация у матери, обеих объединяет атарактическая мотивация).
|
|
4. Воровство дочери как способ наказать мать.
5. Ресурс девочки: идти работать в милицию («клептоманка», мечтающая работать в милиции, – «позитивная трактовка» симптома).
6. Психотерапевт воспринимал девочку как агрессора (он мыслил линейными категориями), а на самом деле она нарушитель правил в трех поколениях (системная гипотеза возникла через метафору «пограничный пациент», нарушающий границы семьи, – деда-пограничника с «беспредельной честностью» – «семейный миф»).
7. Психотерапевт столкнулся с препятствующим противопереносом, не позволившим ему дистанцированно увидеть проблемы в семье и связать симптом и систему.