для детей среднего дошкольного возраста
«Поможем заиньке»
Программное содержание:
· развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие;
· закреплять артикуляцию в процессе произношения звука [З];
· упражнять детей в чётком произношении звука [З];
· вырабатывать естественные интонации в речи детей;
· воспитывать интерес к окружающему миру.
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Краденое солнце».
Необходимые пособия: модель окна, солнце и тучи / в движении /, игрушка зайчик, модель комара на ниточке, аудио запись комариного звона.
Организация: стульчики стоят в один ряд (5 – 6 штук), демонстрационный столик с моделью окна перед детскими стульями, стул для педагога, стульчик для зайчика.
Ход НОД:
Дети проходят и садятся на стульчики или на коврик.
Воспитатель:
Ребятки, посмотрите кто в домике живёт? Кто выглядывает из окна?
(выслушивает ответы детей)
Ой, а что заинька такой грустный?
Воспитатель:
(передвигая солнце на модели)
Солнце по небу гуляло
|
|
И за тучу забежало
(закрыть на модели солнце тучей)
Глянул заинька в окно,
(выглядывает зайчик из окна)
Стало заиньке темно!
(достаёт зайчика, делает дрожательные движения)
Воспитатель:
(обращаясь к заиньке)
1 часть:
Что ты, заинька, не бойся! Дети, как же нам успокоить заиньку?
(выслушивает ответы детей, побуждает их к ответам советами, если дети не говорят, даёт возможность детям погладить зайчика)
Надо с заинькой поиграть, развеселить его!
А ты, заинька, посиди на стульчике и посмотри, как наши дети умеют играть.
(сажает заиньку на стульчик рядом с собой)
Ребятки, я вас научу играть с язычком. Хотите?
Я знаю, что у вас есть озорные язычки, покажите мне их.
(дети показывают язычки)
Смотрите на меня и делайте как я.
Улыбнитесь мне, а язычок спрячьте за нижние зубки, вот так.
Молодцы! А теперь сделаем лопаточку (показывает)
Вытяните губки трубочкой, сделаем хоботок, как у комарика, а теперь улыбнитесь, растяните губки в улыбке, (показывают и делают несколько раз) вот так, а язычок спрячьте за зубки. Вот какие вы, молодцы! Заиньке нравится, как вы играете! Он даже стал улыбаться!
А сейчас поиграем язычком и заморозим пальчики, поднесите ладошки ко рту и подуйте сильно – сильно на них, холодно? Потрите пальчики, тепло вам стало?
(повторить несколько раз)
Заинька, тебе понравилось, как наши ребятки играли с язычком?
(делает движения головой зайчика, держа его за голову сзади, в знак согласия)
2 часть: аудио запись комариного звона
Ой, что это? Ребятки, вы слышите, где звенит комарик? Давайте поищем его.
(вместе с детьми ходят по группе и ищут комара, находят модель комара на ниточке)
|
|
Воспитатель:
Усаживайтесь скорее на стульчики.
(посадила комара на модель окна и, обращаясь к комару, говорит)
Какая у тебя звонкая песенка, комарик!
Ребятки, а вы хотите научиться песенке комара? Я вас научу. Делайте, как я. Спрятали язычок за нижние зубки, улыбнулись и тихо – тихо произносим з – з – з.
А теперь громче з – з – з.
(берёт комарика за нитку и предлагает ему послушать, похоже ли на его песенку. Комарик подлетает к детям и слушает, как они звенят. Воспитатель садится перед детьми, комара сажает себе на ладонь)
А сейчас споём песенку маленького комарика, вот так зи – зи – зи.
(проверяет качество произнесения, хвалит детей)
А теперь споём песенку большого и толстого комара, вот так: губки растянули в улыбке, язычок спрятали за нижние зубки и произносим з – з – з
(проверяет качество выполнения, сажает комара ближе к зайчику)
Ой, ребятки, заинька боится комара. Давайте на него подуем, улетай, комарик, не пугай заиньку.
(дети дуют, комарик отлетает от зайчика)
Комарик предлагает вам поиграть с ним. Давайте попробуем комарика догнать.
(воспитатель бегает с комариком, а дети его догоняют)
Молодцы! Поймали комарика! Надо его отпустить, пусть летит к себе домой.
(уносит комара)
Садитесь на стульчики.
3 часть:
Воспитатель:
Ребятки, в сказке «Краденое солнце», откуда прискакал к нам заинька, солнышко проглотил крокодил. Всем зверятам стало страшно и темно. Они плакали и грустили, а злодей-крокодил веселился. И тогда:
Не стерпел медведь.
Заревел медведь,
И на злого врага
Налетел медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти из зубастой
Солнце вывалилось.
(прочитать отрывок ещё раз с выделением звука [З];)
Ребятки, помогайте мне читать про медведя.
(читают отрывок вместе, выделяя звук [З];)
Засияло солнышко, (снять тучи на модели) Звери и птицы обрадовались. Закричали: «Здравствуй, солнце золотое!»
(включить музыку и предложить детям потанцевать)
Конспект НОД по воспитанию ЗКР
для детей старшего дошкольного возраста
«Звук «О»
Цель:
Коррекционно-образовательные:
· уточнение артикуляции звука [О];
· автоматизация звука [О] в слогах, словах, фразах;
Коррекционно-развивающие:
· развитие фонематического слуха;
· продолжать работу над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
· воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность.
Необходимое оборудование и материалы:
Кукла на руку, Старушка-Веселушка, ослик, карточки с гласными звуками, картинка с изображением ослика, картинки с пропущенными звуками, прописи.
Ход
1. Организационный момент
2. Логопедическая гимнастика
3. Отгадывание загадок-обманок
4. Игровые упражнения
5. Физкультминутка
6. Игровые упражнения
7. Заключительная часть