6.1 Методические материалы
Подготовительный этап включает вводное занятие, в рамках которого рассматриваются следующие вопросы:
– цель и задачи производственной практики;
– ознакомление с оборудованием на рабочем месте, организацией рабочего места, порядком получения и сдачи инструмента, с режимом работы и правилами внутреннего трудового распорядка;
– охрана труда, пожарная безопасность.
Производственный этап включает выполнение заданий производственного характера:
1) ознакомление с базой практики, предусматривающее составление общей характеристики, включающей:
– полное название предприятия;
− краткая историческая справка по предприятию;
− цель создания и миссия предприятия;
– организационная структура предприятия;
– характеристика основных направлений деятельности предприятия;
2) ознакомление с организацией производства и выполнением производственных работ предусматривает изучение вопросов:
– основные виды выпускаемой продукции и их характеристики;
|
|
– технологии производства, методы организации производства;
– структура и особенности работы контролера станочных и слесарных работ в отделе технического контроля на основе должностных инструкций;
− управление метрологическим обеспечением производства, структура и подчиненность, взаимосвязи управления с подразделениями предприятия;
– структура и особенности работы специалистов различных служб предприятия, в том числе управления качеством, работников метрологических служб и других подразделений на основе должностных инструкций;
3) первая практика предусматривает самостоятельное практическое выполнение операций контроля и приемки деталей согласно второму-третьему квалификационному уровню специалиста по контролю качества механосборочного производства при помощи различных видов контрольно-измерительных приборов и приспособлений в установленные нормы времени при соблюдении технических условий на выполняемые работы и правил техники безопасности:
измерение и контроль наружных и внутренних цилиндрических поверхностей при помощи штангенприборов, микрометрических и индикаторных приборов, предельных калибров и шаблонов;
измерение и контроль формы и расположения поверхностей – индикаторными приборами при закреплении детали в центрах и призмах; шероховатости – образцами шероховатости;
измерение плоскостности и прямолинейности при помощи призматических брусков, шабровочных плит, щупов, лекальных линеек, методом «световой щели»;
измерение и контроль углов и конусов – угловыми мерами, угломерами различных типов, синусной линейкой, уровнем, предельными калибрами;
|
|
измерение и контроль параметров резьбовых соединений – резьбовыми калибрами и скобами, резьбовыми шаблонами, микрометром со вставками, с помощью проволочек и роликов;
измерение и контроль параметров зубчатых колес;
контроль шпоночных и шлицевых;
контроль и испытания узлов и механизмов на стендах с использованием соответствующих контрольно-измерительных приборов и специальных приспособлений.
4) вторая производственная практика предусматривает самостоятельное практическое изучение следующих вопросов в зависимости от того, за каким рабочим местом (подразделением, отделом) закреплен студент-практикант:
– политика в области качества, руководство по качеству, стандарты организации, положения, инструкции;
– внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленных на повышение технического уровня и качества продукции;
– процедура проведения Федерального государственного метрологического надзора, включающая: испытание и утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений; контроль за выпуском средств измерений; аккредитацию метрологических служб и лабораторий, производящих поверку (калибровку) средств измерений;
– процедура проведения метрологического надзора на предприятии, включающая: поверку (калибровку, метрологическую аттестацию) средств измерений; методики выполнения измерений; состояние и применение эталонов и средств измерений на предприятии; соблюдение метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений на предприятии;
– условия хранения, поддерживания на должном уровне эталонов и средств поверки (калибровки) средств измерений, представление их на поверку в органы Росстандарта;
– взаимодействие метрологической службы юридического лица с Росстандартом и другими органами государственной власти по вопросам обеспечения единства измерений, оказание содействия при осуществлении ими Федерального государственного метрологического надзора;
– разработка и составление документов метрологического обеспечения производства и системы менеджмента качества;
– анализ состояния измерений, контроля и испытаний на всех стадиях разработки, производства и эксплуатации продукции;
– организация и проведение работ по поверке (калибровке, метрологической аттестации) средств измерений.
Аналитический этап предусматривает анализ, обобщение полученной информации и подготовку отчёта по практике.
Перечень структурных элементов отчета по практике:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основная часть
• первой практики:
– характеристика базы практики;
– общая схема организации и управления качеством производства, требования комплексной системы управления качеством продукции, изложенные в стандартах предприятия;
– структура основных цехов;
– характеристика системы контроля цехов;
– виды выполняемых операций контроля на рабочих местах предприятия с описанием используемого измерительных приборов и приспособлений;
– характеристика используемой документации контроля (карты измерений, журналы контроля и т.д.);
– описание технологического маршрута обработки одной детали с указанием применяемого оборудования, приспособлений, режущего инструмента, средств контроля;
– описание технологии контроля детали.
• второй практики:
– характеристика базы практики;
– организационная структура базы практики;
– организация производства на предприятии и выполнение производственных работ;
– виды изученной документации, процедур;
– результаты участия в подготовке документов по проведению метрологического обеспечения и системы менеджмента качества.
|
|
5) индивидуальное задание, содержащее:
– анализ чертежа детали, технологического процесса изготовления детали;
– анализ требований к подготовке персонала и составление перечня материально-технического обеспечения для проведения теоретических и практических занятий;
6) заключение;
7) список использованных источников;
8) приложения:
– чертеж детали;
– технологический процесс механической обработки и контроля детали;
– исходные данные для выполнения курсовой работы по дисциплинам «Оборудование отрасли» и «Технический контроль в машиностроении», включающие комплект технологической документации на изготовление детали средней сложности;
- профессиональный стандарт или должностная инструкция по рассматриваемому виду деятельности;
– дневник практики;
– отзыв-характеристику с оценкой с базы практики.
Отчет о практике выполняется письменно на листах формата А4 в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 7.1-2003. Объем отчета – 15-20 страниц.
Заключительный этап включает сдачу отчета по практике и дневника; защиту отчета. К отчету по практике прилагаются отзыв-характеристика от организации о деятельности обучающегося и проявленных во время прохождения практики личностных и профессиональных качествах, сформированных компетенциях, а также материалы по практическому освоению трудовых функций профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом или должностной инструкцией. Сведения о месте, сроках, график прохождения практики и выполненные работы заносятся в дневник, который выдается руководителем-методистом.
6.2. Комплект оценочных средств по практике
1. Уровень сформированости компетенций оценивается руководителем от университета, который заполняет лист оценивания компетентностных результатов прохождения практики, форма которого приведена в Приложении1, пункт 6.
2. Общая оценка по практике выставляется в соответствии с принятой в университете балльно-рейтинговой системой. Деятельность обучающихся в рамках педагогической практики оценивается согласно рейтинговой шкале. Сумма рейтинговых баллов обучающегося (R) складывается из баллов, начисленных за текущую работу в течение практики, отражённую в отчёте (Rт), и баллов, начисленных на защите отчёта(Rз):
|
|
R = Rт + Rз
Текущий рейтинг (Rт) по практике складывается из баллов, набранных за каждый вид выполненной работы на основных этапах практики и в сумме составляет максимально70 баллов.
Показатели рейтинговой оценки текущего контроля приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Рейтинговая оценка текущего контроля
Показатели рейтинга | Текущий рейтинг |
1..Ознакомление с базой практики. Составление общей характеристики. | 3 - 5 |
2. Ознакомление с метрологическим обеспечением поредприятия, системой менеджмента качества и оценкой соответствия продукции. | 14 - 20 |
3. Самостоятельное практическое выполнение трудовых функций в области подтверждения соответствия, метрологии и управлении качеством. | 14 - 20 |
4 Анализ чертежа детали и технологии ее изготовления. | 6 - 12 |
5. Анализ требований к подготовке персонала и составление перечня материально-технического обеспечения для проведения теоретических и практических занятий | 8 - 13 |
Итого(текущий рейтинг): | 45 - 70 |
На защите студент может набрать 30 баллов, которые суммируются с имеющимся у него личным текущим рейтингом.
Таблица 4 – Рейтинговая оценка контроля при защите
Показатели рейтинга | Текущий рейтинг |
1..Оценка руководителя от профильной организации | 5 -15 |
2.Ответы на вопросы при защите | 5 - 15 |
Итого(аттестационный рейтинг): | 10 - 30 |
Таким образом, каждому студенту определяется итоговый личный рейтинг, по которому выставляется итоговая оценка по практике.
Итоговая оценка по практике выставляется в соответствии со следующей шкалой:
Принимаемое решение: | Основание принятия решения | |
балльное | вербальное | |
0-54 балла | неудовлетворительно | Итоговый личный рейтинг студента, определяемый руководителем от РГППУ |
55-70 баллов | удовлетворительно | |
71-85 баллов | хорошо | |
86-100 баллов | отлично |
Подготовку к защите студент может выполнять, ориентируясь на следующие примерные вопросы:
6.2. Комплект оценочных средств по практике
1. Уровень сформированости компетенций оценивается руководителем от университета, который заполняет лист оценивания компетентностных результатов прохождения практики, форма которого приведена в Приложении1, пункт 6.
.2. Общая оценка по практике выставляется в соответствии с принятой в университете балльно-рейтинговой системой. Деятельность обучающихся в рамках педагогической практики оценивается согласно рейтинговой шкале. Сумма рейтинговых баллов обучающегося (R) складывается из баллов, начисленных за текущую работу в течение практики, отражённую в отчёте (Rт), и баллов, начисленных на защите отчёта(Rз):
R = Rт + Rз
Текущий рейтинг (Rт) по практике складывается из баллов, набранных за каждый вид выполненной работы на основных этапах практики и в сумме составляет максимально70 баллов.
Показатели рейтинговой оценки текущего контроля приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Рейтинговая оценка текущего контроля
Показатели рейтинга | Текущий рейтинг |
1..Ознакомление с базой практики. Составление общей характеристики. | 3 - 5 |
2. Ознакомление с метрологическим обеспечением поредприятия, системой менеджмента качества и оценкой соответствия продукции. | 14 - 20 |
3. Самостоятельное практическое выполнение трудовых функций в области подтверждения соответствия, метрологии и управлении качеством. | 14 - 20 |
4 Анализ чертежа детали и технологии ее изготовления. | 6 - 12 |
5. Анализ требований к подготовке персонала и составление перечня материально-технического обеспечения для проведения теоретических и практических занятий | 8 - 13 |
Итого(текущий рейтинг): | 45 - 70 |
На защите студент может набрать 30 баллов, которые суммируются с имеющимся у него личным текущим рейтингом.
Таблица 4 – Рейтинговая оценка контроля при защите
Показатели рейтинга | Текущий рейтинг |
1..Оценка руководителя от профильной организации | 5 -15 |
2.Ответы на вопросы при защите | 5 - 15 |
Итого(аттестационный рейтинг): | 10 - 30 |
Таким образом, каждому студенту определяется итоговый личный рейтинг, по которому выставляется итоговая оценка по практике.
Итоговая оценка по практике выставляется в соответствии со следующей шкалой:
Принимаемое решение: | Основание принятия решения | |
балльное | вербальное | |
0-54 балла | неудовлетворительно | Итоговый личный рейтинг студента, определяемый руководителем от РГППУ |
55-70 баллов | удовлетворительно | |
71-85 баллов | хорошо | |
86-100 баллов | отлично |
Подготовку к защите студент может выполнять, ориентируясь на следующие примерные вопросы:
Примерный перечень основных вопросов для изучения видов производственной деятельности в период прохождения практики:
1. Сущность и особенности видов деятельности специалиста по контролю качества механосборочного производства, специалиста по контролю качества, специалиста по метрологии, специалиста по сертификации.
2. Методы и средства измерения геометрических параметров, отклонений формы и расположения поверхностей деталей.
3. Классификация, назначение, основные технические характеристики, устройство, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных приборов и приемы пользования ими для измерения и контроля деталей.
4. Организация технического контроля на предприятии.
5. Технология контроля в механических цехах и контроля качества сборочных работ.
6. Метрологическое обеспечение производства (технологического процесса).
7. Метрологический контроль за деятельностью метрологических служб юридического лица и индивидуального предпринимателя.
8. Разработка, стандартизация и утверждение документов системы менеджмента качества.
9. Метрологическая экспертиза нормативной, технологической и конструкторской документации.
Индивидуальное задание (1 часть)
1. Ознакомление с базой практики. Составление общей
Примерный перечень основных вопросов для изучения видов производственной деятельности в период прохождения практики:
1. Сущность и особенности видов деятельности специалиста по контролю качества механосборочного производства, специалиста по контролю качества, специалиста по метрологии, специалиста по сертификации.
2. Методы и средства измерения геометрических параметров, отклонений формы и расположения поверхностей деталей.
3. Классификация, назначение, основные технические характеристики, устройство, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных приборов и приемы пользования ими для измерения и контроля деталей.
4. Организация технического контроля на предприятии.
5. Технология контроля в механических цехах и контроля качества сборочных работ.
6. Метрологическое обеспечение производства (технологического процесса).
7. Метрологический контроль за деятельностью метрологических служб юридического лица и индивидуального предпринимателя.
8. Разработка, стандартизация и утверждение документов системы менеджмента качества.
9. Метрологическая экспертиза нормативной, технологической и конструкторской документации.
Индивидуальное задание (1 часть)
1. Ознакомление с базой практики. Составление общей
Промежуточная аттестация по итогам прохождения практики проводится в форме дифференцированного зачета.
В качестве оценочных средств при проведении промежуточной аттестации по практике и контроля самостоятельной работы используются: заполненный дневник практики, подписанный руководителем практики; отчет по практике.
Оценка за практику выставляется руководителем практики от университета на основании анализа работ, выполненных обучающимся за время прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (преддипломная практика), проведенных мероприятий и представленных отчетных документов.
Для получения положительной оценки по итогам практики обучающемуся необходимо:
· выполнить все, предусмотренные рабочей программой практики задания, включая индивидуальное задание (получить зачет или положительную оценку за каждое контрольное задание) и своевременно предоставить отчетные документы;
· своевременно предоставить заполненный в соответствии с рабочей программой практики, дневник практики;
· своевременно предоставить положительный отзыв работодателя (руководителя по месту прохождения практики).