Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру

Тема 2: НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК.

Цель: Рассмотреть основные особености научного познания и его структуру. Изучить проблему классификации наук, вопросы периодизации истории науки.

 

План

1.Основные особенности научного познания

2.Научное познание есть целостная развивающаяся система

3. Классификация наук

4.Периодизация наук

Вопросы для самопроверки

Литература

Основные особенности научного познания

 

Основные особенности научного познания или критерии научности:

1. Его основная задача – обнаружение объективных законов дей-ствительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов.

Само понятие научности предполагает открытие зако­нов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной при­знак науки, основная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение предметов практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

Теоретический,  научный анализ действительности исходит из того, что в процессе развития одна конкретно-историческая система взаимодействия – настоящее – превращается в другую систему исторической конкретности – в будущее и те элементы, которые в первой системе были единичными,  во второй системе становятся всеобщими, определяющими «лицо» данной системы.

Таким образом, научное Предвидение в своей сущности сводится к тому, чтобы мысленно, в соответствии с выявленными законами, сконструировать «модель» будущего по тем его единичным фрагментам,  которые существуют сегодня.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые обьединяют отдельные знания в целостную органическую си­стему.

Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включення в систему понятий, в состав теории.

4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлек-
сия.
Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их спе-
цифики, свойств и связей всегда сопровождается – в той или иной
мере – осознанием методов и приемов, посредством которых ис-
следуются данные обьекты.

5.     Непосредственная цель и высшая ценность научного познания
объективная истина, постигаемая преимущественно рациональны-
ми средствами и методами.

Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения.

Научная истина, по словам В. И. Вернадского, более важная часть
науки, чем гипотезы и теории (которые преходящи), поскольку на-
учная истина «переживает века и тысячелетия».

6.    Научное познание есть сложный, противоречивый процесс
производства, воспроизводства новых знаний,
образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и
других идеальных форм, закрепленных в языке естественном или
искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсеналаважный показатель (критерий) научности.

7.    В процессе научного познания применяются такие спе-
цифические материальные средства, как приборы, инструменты,
другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень
сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы,
ракетно-космическая техника и т. д.).

Кроме того, для науки характерны исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системний, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.

8. Научному познанию присущи строгая доказательность,обоснованность полученных результатов, достоверность выводов
















Научное познание есть целостная развивающаяся система

 

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру.

Структура выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системи. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов.

В. И. Вернадский указывал, что «есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные ре­зультаты и научные заключения ясно и просто от утверждений философии и религии, — это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, поня­тий, заключений».

Этим наука отличается и от всякого другого зна­ния и духовного проявления человечества.

Главные элементы (стороны) основания науки:

1)  математические науки во всем их объеме;

2)  логические науки почти всецело;

3)  научные факты в их системе, классификации и сделанные
из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научное познание, включает в себя четыре компо­нента в их единстве:

а)    субъект науки –ключевой ее элемент: отдельный иссле-
дователь, научное сообщество, научный коллектив – общество в целом.

б)    объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно
изучает данная наука или научная дисциплина. Это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении.

Предмет по­знания может быть материальным (атом, живые организмы, злектромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам позна-вательный процесс, концепции, теории, понятия и т. п.).

Тем самым различие предмета и объекта  состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта;

в)    система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их
предметов;

г)    свой специфический, разработанный именно для них язык –
как естественный, так й искусственный (знаки, символы, матема-
тические уравнения, химические формулы и т. п.).

Идеалы и нормы научного познания –совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке.

Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: