Федеральное агенТство связи
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Учебное пособие
для специальностей: 09.02.03 – Программирование в компьютерных системах
09.02.04 – Информационные системы
11.02.12 – Почтовая связь
Составил преподаватель Меламуд Е.А
Самара, 2020
Утверждаю
Зам.директора по УВР
________/Логвинов А.В./
«___»_________2020г.
Рассмотрено на заседании П(Ц)К
«Естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины»
наименование П(Ц)К
Протокол № _____ от «___» _________ 2020 г.
Председатель П(Ц)К _________/ Щербакова Н.Ю/
подпись ФИО
Управление качеством. Учебное пособие. Составлено преподавателем КСПГУТИ Меламуд Е.А., Самара КС ПГУТИ 2020г. – 4 п.л.
|
|
Введение
Основным условием обеспечения конкурентоспособности любого предприятия является качество выпускаемой продукции. В современной конкурентной борьбе выживет только тот, кто обеспечит высокое качество по низкой цене. Опыт передовых предприятий показывает, что качества можно добиться лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции руководства и при использовании всех современных методов и инструментов менеджмента качества. Многие предприятия не уделяют вопросам управления качеством должного внимания, а применяемые методы и системы не дают ожидаемого эффекта. Причинами этого является формальный подход к созданию системы менеджмента качества, низкая квалификация персонала в области управления качеством и, как следствие, попытки решить проблемы качества методом проб и ошибок, силами лишь службы качества. Современным молодым специалистам необходимо обладать компетенциями в области управления качеством, применения современных инструментов и систем качества, чтобы стать достойными профессионалами.
Основные понятия, положения
Что такое качество
Понятие «качество» не однозначно, оно описывалось многими философами и теоретиками в области управления качеством. За время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество. Немецкое Общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению. Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество — это пригодность к использованию. Арманд Фейгенбаум определяет качество как решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Стандартами также установлены определения качества. Так ГОСТ 15467–79 «Межгосударственный стандарт. Управление качеством продукции. Термины и определения» определяет «Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с назначением» [1]. Согласно Международному стандарту ИСО 9000 – 94 Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные предполагаемые потребности. В редакции ИСО 9000–2015 определение сформулировано следующим образом: качество (quality) ─ степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. В этом стандарте также определено, что качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны. Следует понимать, что термин "качество" может быть как плохим, низкого уровня, так и хорошим или превосходным. Поэтому широко применяемое выражение качественный продукт (товар) некорректно. При этом определение качества относится как к продукции и услугам, так и к процессам производства продукции и оказания услуг. Любая продукция (услуга) должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показатель качества. Следует отличать два компонента качества: качество проекта (качество конструкции),¾ качество соответствия требованиям проекта (степень соответствия¾ техническим требованиям, изложенным в конструкторской документации). Качество конструкции – основные элементы пригодности продукции, определяемые технической характеристикой изделия. Принимая решение о качестве конструкции, необходимо рассмотреть вопросы: изучения рынка, проблем рыночной информации;¾ ожидаемой реализации;¾ технического уровня предприятия, на котором предполагается выпуск продукции;¾ производственной мощности оборудования;¾ квалификации персонала;¾ финансовых возможностей.¾ Существует взаимосвязь между качеством продукции и количеством потребления. Характер этой зависимости разнонаправлен:
|
|
• для продукции, главными свойствами которой являются производительность и надежность (транспортные средства, станки), характерна обратная зависимость – чем выше качество, тем меньше ее требуется изготовить.
• для продукции, у которой рост качества стимулирует расширение потребностей (многие виды потребительских товаров, например, продукты питания, одежда и т. п.), свойственна прямая зависимость: увеличение потребности в изделиях с улучшением их качества.
Итак, качество конструкции – это те характеристики продукции или услуги, которые были определены и установлены конструктором, разработчиком. Но при изготовлении не все единицы продукции могут в результате обладать задуманными свойствами. Появляется так называемая несоответствующая продукция или брак. Степень соответствия техническим требованиям – степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации.
|
|
Понятия, относящиеся к процессу управления качеством
Основной задачей любой организации является обеспечение качества выпускаемой продукции и услуг. Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
¾ отвечает четко определенным потребностям, области применения¾ или назначению;
¾ удовлетворяет требованиям потребителя;
¾ соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
¾ отвечает требованиям общества;
¾ учитывает требования безопасности и экологичности (охраны¾ окружающей среды);
¾ предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; ¾ является экономически выгодной.
Все затраты на инвестиции можно будет возместить только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуг, пользующихся спросом у потребителя. В Международном стандарте ИСО 9000–2015 приведены следующие термины:
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией.
Менеджмент качества может включать разработку политики в области качества, целей в области качества и процессов для достижения этих целей в области качества посредством планирования качества, обеспечения качеств, управления качеством и улучшения качества.
Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Управление качеством — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на повышение способности выполнить требования к качеству.
|
|
Постоянное улучшение – непрекращающаяся деятельность по повышению способности выполнить требования.
Как видно из определения, деятельность, обозначенная как Менеджмент качества, шире управления качеством и включает в себя другие части (рис. 1).
|
|
|
|
Рис. 1 Составляющие менеджмента качества
Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей.
Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Цель в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества.
Качество создается на всех стадиях производства, жизненного цикла продукции, элементы которого называются петлей качества.
Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их выполнения (рис. 2).
Этапы петли качества:
¾ Маркетинг, поиск и изучение рынка.
¾ Проектирование и разработка технических требований.
¾ Закупки (Материально-техническое снабжение).
¾ Производство или предоставление услуг.
¾ Проверка (Контроль проведения испытаний и обследование).
¾ Упаковка и хранение.
¾ Реализация и распределение продукции.
¾ Эксплуатация и монтаж.
¾Техническая помощь в обслуживании.
¾ Послепродажная деятельность.
¾Утилизация после использования.
В 1939 году инженер Уолтер Шухарт описал три стадии управления качеством: запланировать — сделать — проверить. И предложил повторять их циклами, чтобы улучшить процессы на производстве. Потом экономист Уильям Деминг использовал идеи Шухарта, сформулировал цикл из четырёх шагов «планируй — делай — проверяй — действуй» и применил его на японском производстве. Позже он ввёл модификацию цикла, и PDCA стал называться PDSA. В 1950-х Деминг читал лекции в Японии, рассказывал про цикл Шухарта. Японцы стали называть его циклом Деминга, по имени рассказчика. Так название и прижилось. Заключение Цикл Деминга — только одна модель управления качеством. Но есть и другие способы улучшить процессы. А новые методологии появляются каждый год. Заинтересованная сторона – лицо или группа, заинтересованная в деятельности или успехе организации. Согласно ИСО 9000–2015, заинтересованная сторона – лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних. Пример. Потребители, владельцы, работники в организации, поставщики, банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия.