«Стратегический квадрат» одна из наиболее удачных метафор стратегического менеджмента предложенная Э. Райсом и Д. Траутом в их бестселлере «Маркетинговые войны». По мнению авторов, в каждой отрасли из каждых ста компаний одной следует занимать «оборону», двум – «идти в наступление», трем – «организовывать фланговые атаки», а остальным – быть «партизанами»:
Стратегию «обороны» должна избирать одна крупная компания – лидер отрасли. Как утверждают авторы, лучшая стратегия обороны – это «мужество атаковать самого себя». Другими словами, компания-лидер должна постоянно укреплять свою позицию, выпуская новые товары и услуги. Кроме того, обороняющаяся компания должна блокировать сильные шаги своих конкурентов, оперативно копируя их действия.
Стратегию «наступления на лидера» должны выбирать две компании, занимающие соответственно второе и третье места на рынке. Такая стратегия заключается в выявлении слабых сторон лидера (например, сервиса, сроков эксплуатации продукции, условий обслуживания клиентов и т. п.) и организации «атаки» именно на эти слабые стороны.
|
|
«Фланговая атака», по мнению Э. Райса и Д. Траута, является самой инновационной стратегией. Такая стратегия – удел трех компаний, отстающих от «наступающих на лидера». Успех фланговой атаки часто зависит от способности компании создать и развивать новую товарную категорию, новые подходы к ценообразованию и т. п. Причем одним из важнейших принципов такой «атаки» авторы называют ее внезапность.
Остальным компаниям (94%) приходится довольствоваться «партизанской стратегией», которая заключается в поиске, захвате и защите «своего» маленького сегмента рынка. К организационным принципам партизанской стратегии авторы относят небольшие размеры фирмы, простую организационную структуру с преобладанием неформальных отношений и быстрое принятие решений.
«Стратегический квадрат» как способ обоснования стратегии поведения фирмы на рынке очень хорошо иллюстрирует, во-первых, комплексность (системность) каждой стратегии, во-вторых, ее зависимость от сложившейся рыночной ситуации.
Стратегию «обороны» должна избирать одна крупная компания – лидер отрасли. Как утверждают авторы, лучшая стратегия обороны – это «мужество атаковать самого себя». Другими словами, компания-лидер должна постоянно укреплять свою позицию, выпуская новые товары и услуги. Кроме того, обороняющаяся компания должна блокировать сильные шаги своих конкурентов, оперативно копируя их действия.
Стратегию «наступления на лидера» должны выбирать две компании, занимающие соответственно второе и третье места на рынке. Такая стратегия заключается в выявлении слабых сторон лидера (например, сервиса, сроков эксплуатации продукции, условий обслуживания клиентов и т. п.) и организации «атаки» именно на эти слабые стороны.
|
|
«Фланговая атака», по мнению Э. Райса и Д. Траута, является самой инновационной стратегией. Такая стратегия – удел трех компаний, отстающих от «наступающих на лидера». Успех фланговой атаки часто зависит от способности компании создать и развивать новую товарную категорию, новые подходы к ценообразованию и т. п. Причем одним из важнейших принципов такой «атаки» авторы называют ее внезапность.
Остальным компаниям (94 %) приходится довольствоваться «партизанской стратегией», которая заключается в поиске, захвате и защите «своего» маленького сегмента рынка. К организационным принципам партизанской стратегии авторы относят небольшие размеры фирмы, простую организационную структуру с преобладанием неформальных отношений и быстрое принятие решений.
«Стратегический квадрат» как способ обоснования стратегии поведения фирмы на рынке очень хорошо иллюстрирует, во-первых, комплексность (системность) каждой стратегии, во-вторых, ее зависимость от сложившейся рыночной ситуации.