Понятие чувства юмора

Содержание.

Введение. ………………………………………………………….2

Глава 1.Психология юмора…………………………………………..3

1.1Понятие чувства юмора……………………………………….3

1.2 Особенности (виды) чувства юмора………………………....5

1.3Теории юмора…………………………………………………..6

1.4Смех и чувство юмора…………………………………………10

Вывод……………………………………………………………….13

Глава 2. Юмор в возрастном аспекте……………………………….14

2.1Детский юмор………………………………………………….14

2.2. Подростковый юмор…………………………………………15

2.3 Юмор у взрослых……………………………………………..17

Вывод………………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………..19

Литература……………………………………………………...…20

 

 

Введение.

Эта курсовая работа посвящена одной из интереснейших отраслей психологии  - психологии юмора.

Понятие юмора существует давно. И ученые давно пытаются разгадать, отчего же человек начинает смеяться? Это происходит спонтанно, или все-таки к этому есть какие-то предпосылки. Было выведено много теорий происхождения юмора. Несколько из них можно встретить в этом тексте.

Почему же люди смеются по-разному? А все потому, что существует несколько видов смеха. Добрый и злой, злой и насмешливый, и т.д. И характер людей можно определить по смеху. То, как люди открывают рот, во время смеха или какие звуки они издают, позволит определить черты их характера.

А дети? Над чем они смеются? Что им кажется таким смешным, что они готовы залиться смехом? И почему взрослые их не понимают частенько? Да, и не только детей, но и подростков. Неужели, юмор в разном возрасте так сильно различается?

Главный интерес в этой работе для меня представляли теории происхождения юмора. Ведь давно известное чувство, но все равно интересно находить что-то новое.

Цели курсовой работы: 1) проанализировать понятие юмора, 2) рассмотреть некоторые свойства развития юмора в возрастном аспекте.

 

Глава 1. Психология юмора.

Понятие чувства юмора.

Юмор — умственная особенность находить в ситуациях комические стороны. Чувство юмора связано с способностью субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.(8) Слово «юмор» имеет корни из Древней Греции. В античной медицине состояние человека описывалось соотношением четырёх жидкостей — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи — которые они называли «гумор» (ср.: гуморальный).

Юмор есть некоторое душевное состояние, при котором в наших отношениях к людям мы сквозь внешние проявления небольших недостатков угадываем положительную внутреннюю сущность

Чувство юмора — способность человека воспринимать происходящее с легкостью, делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов. Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т. п.

Чувство юмора (2) — разновидность эстетического чувства, обладающая рядом особенностей:

 1) опирается на эстетические идеалы, противопоставляя их воспринимаемому комическому явлению (в противном случае юмор превращается в скепсис, цинизм, сальность, пошлость, скабрезность);

2) предполагает способность хотя бы эмоционально в эстетической форме схватывать противоречия действительности;

3) присуще эстетически развитому уму, способному быстро, эмоционально-критически оценивать явления,

4) предполагает склонность к богатым и неожиданным сопоставлениям и ассоциациям;

5) рассматривает явление критически с точки зрения его общечеловеческой значимости.

Оценки чувства юмора производятся со сторон различных наук, таких как лингвистика, социология, психология, антропология. Имеются очень много теорий юмора. Большая часть теорий утверждают, что смысл юмора в том, чтобы снижать напряженность и стресс, а также в том, чтобы побуждать к поиску новых решений ситуаций.

Согласно этим теориям, каждая шутка сопровождается нарастающим вниманием по мере ее изложения с последующей разрядкой, когда шутка высказана. Новые интерпретации возникают потому, что шутка показывает неожиданную ассоциацию несвязанных или даже конфликтующих обстоятельств. Некоторые теории утверждают, что юмор позволяет разрядиться агрессии.

Чувство юмора определяют, как способность человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические комментарии, либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Некоторые исследователи полагают, что юмор является физиологической защитной функцией. (Защитные функции человека - это иерархия функций человека, предназначенных для защиты индивида от духовных, психических и физических (физико-химических) эндогенных и/или экзогенных влияний, опасных для здоровья данного индивида.)(15)

 

1.2.Особенности (виды) юмора:

Чёрный юмор — юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими уродствами или иными «мрачными» темами. (14)

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.

Оксюморон — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации. (10)

Пародия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме.

Сатира — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтически-унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств.

Анекдот — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех.

Шутка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы. Шутка, как правило, имеет концовку (кульминацию), которая заканчивает повествование и делает его смешным.

Розыгрыш — шутка с целью одурачить, поставить в глупое, неловкое положение. Также, может обозначать этап спортивной игры или её вид организации: турнирная или олимпийская система.

Каламбур — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. (11). Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов (многие авторы считают «игру слов» и «каламбур» синонимами).

Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

Шарж — разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели.

Теории юмора.

В позитивной психологии юмор изучается в различных функциях, в частности, как механизм решения проблем.

Существует несколько теорий юмора. Эти теории стараются объяснить, что такое юмор, какие общественные функции он выполняет, и то, что будет рассматриваться с чувством юмора. Преобладают психологические теории, многие из которых доказывают, что юмор – здоровое поведение человека. Есть духовные теории, которые могут, например, рассматривать юмор, как подарок от Бога. Существуют даже такие, в которых юмор – это некая мистическая тайна.

Теория превосходства.   

Развлечения и смех возникают от признания своего собственного превосходства над другими. Теория превосходства отмечает одну из самых больших попыток объяснить причины юмора. Аристотель утверждает, что юмор берет свое начало в воспринимаемой неполноценности другими мужчинами.(12) «Шутка – это своего рода оскорбление, поэтому использовать ее необходимо только в том случае, если речь идет о вещах действительно недостойных и низких».

Томас Гоббс определил смех, как грубую реакцию на беду другого человека. Чувство собственного превосходства над несчастным возникает при неверном суждении, что с самим человеком такое никогда не произойдет.

Теория несоответствия.  

Эту теорию предложил шотландский философ Фрэнсис Хатченсон. По его мнению, человек смеется при виде абсурдных явлений или когда наблюдает несоответствие канонического образа и реального факта.(9) Философ иначе растолковывает ситуацию, когда публика потешается над бедой достойного героя: он выглядит смешным именно потому, что конкретная ситуация не подобает его высокому положению, могуществу или богатству.

Более тщательное исследование данной теории провел британский психолог Ричард Вайзман. После анализа многих шуток и анекдотов, он выделил четыре более распространенных и старых комических ситуации:

1) герой хочет выглядеть умнее, но все его попытки проваливаются;

2) муж и жена не любят друг друга;

3) доктор равнодушен к смерти больного;

4) Бог, который совершил ошибку.

 

Теория милосердия (сброса).

Эта теория считает, что цель юмора – снять напряжение. Зигмунд Фрейд и Герберт Спенсер являются наиболее известными теоретиками сброса (relief theorists)(1). Фрейд и Спенсер проверили теорию сброса на эмпирических физических данных, а не с помощью построения чисто философской модели юмора.

Герберт Спенсер изучал смех как физиологическую реакцию организма на перевозбуждение и нервное напряжение. По его концепции, радость и страх - родственные эмоции, различия только в следствиях – смехе и дрожи. Благодаря смеху  человек «освобождается» от груза эмоций.

Зигмунд Фрейд считает, что мы с помощью смеха и юмора выражаем сексуальность и агрессию. Шутя и высмеивая, человек обманывает своего внутреннего цензора - «Сверх-Я», запрещающее ему говорить на табуированные темы и открыто выражать свое неудовольствие, обиду и злость.(7)

 

Вычислительно-нейронная теория юмора.

Возможность изучать юмор по этой теории предложил русский нейрофизиолог Игорь Михайлович Суслов в 1992 году. Он советует принять как данность, что в каждой шутке есть двусмысленность из-за многозначности слов, в неё входящих. Это означает, что есть много интерпретаций одной единственной шутки, из которых одна - смешная, а другие нет. При обработке мозг выбирает только один вариант, зачастую неверный, и тут же переходит к следующему. Именно в этот момент мозг работает активнее всего.Эта активизация и есть биологическая роль юмора.

Такая версия, предложенная Сусловым, позволяет понять, почему на восприятие юмора человеку требуется время, и почему одной и той же шуткой можно развеселить только один раз: мозг уже нашел ее правильный вариант.(1)

Теория доброкачественного нарушения. (The benign violation theory (BVT))

По этой теории, юмор возникает при нарушениях. Смех возникает, когда удовлетворены три условия: 1) что-то угрожает чувству нормального мира (что всё правильно); 2) угрожающая ситуация кажется не такой уж опасной (доброкачественной);3) человек видит обе интерпретации одновременно. (6)

Смех возник как реакция на очевидные физические угрозы, возникающие во время игровой борьбы и щекотки. Постепенно люди эволюционировали и научились отличать настоящую угрозу от игровой. Ситуации, которые вызывали юмор, были перенаправлены от физических угроз к другим нарушениям, в том числе нарушению личного достоинства (фарса, дразнить), языковых норм (каламбуров), социальных норм (странное поведение, рискованные шутки), и даже моральных норм (неуважительное поведение).

Создатели этой теории утверждают, что нарушение может показаться доброкачественным, если человек предполагает, что что-то не так, но это вполне приемлемо. Нарушение может также показаться доброкачественным, когда человек психологически далёк от нарушения или лишь слабо стремится к нарушению нормы.

Во всех этих теориях ученые пытались понять и доказать, откуда и почему появляется смех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: