Включение в систему знаний

 - Откройте учебник на с.63, задание №1,4. Белым конём взять все чёрные фигуры.

После выполнения задания выслушиваются ответы детей с объ-яснением и показом на демонстрационной доске.

 -Следующее задание на с.65, №1,4. Доберись конём до ракеты.

После выполнения задания выслушиваются ответы детей с объяснением.

- С какими чемпионами мира по шахматам мы познакомились на предыдущих уроках?

-Михаил Ботвинник шестой чемпион мира. У кого выиграл Ботвинник титул чемпиона?

- Родился Ботвинник в СССР. Так называлось раньше наше государство. Самый первый чемпион нашей страны. Михаил Ботвинник научился играть в шахматы в двенадцать лет. Единственный из чемпионов, который дважды возвращал себе звание чемпиона. И 7 чемпион мира Василий Смыслов тоже из нашей страны. Василий в составе команды десять раз побеждал на шахматных олимпиадах. Получил возможность играть матч с чемпионом мира М.Ботвин-ником, который завершился победой Смыслова.

-Поиграем в игру. Я буду вам задавать вопросы. Если нужно ответить «да» - хлопайте в ладоши, а если нет - закрывайте глаза.

- Может ли конь попасть на белое поле? (да)

- Ходит ли конь по диагоналям? (нет)

- Может ли конь пойти с белого поля на чёрное? (да)

- Может ли конь пойти с черного поля на чёрное? (нет)

- Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да)

- Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет)

- Конь из центрального поля сделает 8 ходов? (да)

- Конь из углового поля сделает 2 хода? (да)

Рефлексия.

- Продолжите фразу:

- на уроке было интересно узнать…

- на уроке было трудно выполнять…

 

Урок №5. Пешка

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «пешка», с правилами хода пешки, с правилами взятия.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «пешка»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, шахматы, раздаточный материал, демонстрационная доска.

 

Ход занятия

Актуализация знаний.

- Соедини выражение с названием фигур.

По вертикали и горизонтали ходит… конь
Эта фигура может перепрыгивать через другие фигуры ферзь
Эта фигура любит свой цвет слон
Ходит только по диагонали ладья

Определение темы и цели урока.

- Угадайте шахматную фигуру, определите тему и цель нашего занятия. Слово, обозначающее название этой фигуры однокоренное со словом "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат".

- Сколько пешек в каждой партии? Назовите начальную позицию.

Открытие новых знаний.

- Послушайте внимательно рассказ о пешке и выделите из него,как ходит пешка, как берёт фигуры противника и чем эта фигура удивительна.

Это самая маленькая фигура, но очень значимая. Она идёт на одно поле вперёд. Пешка отличается от всех фигур правилам взятия. Берёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. А когда вступает на последнюю горизонталь - превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля.

- Есть ещё одна особенность пешки: при первом ходе пешка может продвинуться на два поля вперёд.

Первичное закрепление.

-Откройте учебник на с.5, задание №3. Расставьте фигуры на ваших шахматных досках так же, как в задании. Белой пешкой надо взять все чёрные фигуры.

Обучающиеся выполняют задание.

Физминута.

Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем,
Вправо – влево, а потом

Три, четыре - приседаем,
Наши ножки разомнём.

Один, два, три - на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.







Включение в систему знаний.

- Вам предстоит решить несколько задач на карточке №1 и объяснить, какие пешки придут к победе. Ход начинают белые (приложение 5.1).

  Третий вариант хода рассматривается на демонстрационной доске.

- Сегодня мы познакомимся ещё с двумя чемпионами мира по шахматам, которые жили в нашей стране. Михаил Таль -восьмой чемпион мира. Он победил Михаила Ботвинника в матче за чемпионство в возрасте 23 лет. Но судьба не дала ему здоровья. Болезни стали обычным спутником его жизни. Умер Таль так и не побежденным. Тигран Петросян, девятый чемпион мира, сражался за титул с М.Ботвинником и стал чемпионом.

-Проведём пешечную викторину. На каждый ваш правильный вопрос буду выставлять пешку на доске. Если все пешки встанут в ряд, значит, ответы были верны. Если пешки не будет хватать на доске, вернёмся к этому вопросу.

-В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)

-Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

-В каком направлении бьёт пешка? (по диагонали)

-Может ли пешка сделать шаг назад? (нет)

-Бьёт ли пешка назад? (нет)

-В какие фигуры может превратиться пешка? (в ферзя, слона, коня или ладью)

-Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему? (они из одной армии)

-Какой ход может сделать пешка с исходной позиции? (вперёд на 1 поле, или на 2 поля)

Рефлексия.

- Продолжите предложения:

- сегодня я узнал…

- у меня получилось…

Урок №6. Король

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «король», с правилами хода короля, с правилами взятия фигуры.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «король»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: демонстрационная доска, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, шахматы.

 

Ход занятия

Актуализация знаний.

- Расставьте шахматные фигуры в соответствии с нотацией.

Фc4, Лe5, Сf8, Кg2, b2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: