ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад «Теремок» (п.г.т. Белый Яр)
Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему. Джордж Пибоди |
Уважаемые представители педагогического сообщества, коллеги, гости!
Задача создания и представления публичного доклада – привлечение общественности к работе дошкольного учреждения на основе повышения информированности. Публичный доклад – это документ, адресованный в первую очередь «заинтересованным непрофессионалам».
Концептуальной идеей коллектива детского сада является установка, что каждый ребенок – успешный дошкольник. Успешность дошкольника предполагает личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
Образовательные программы, реализуемые в МБДОУ д/с «Теремок» (п.г.т.Белый Яр) (далее-МБДОУ), обеспечивают разностороннее воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они ориентирована на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
На воспитательную ситуацию в МБДОУ большое влияние оказывает его расположение – в центре городского поселения Белый Яр, что дает потенциальные возможности тесного взаимодействия с культурными и спортивными объектами поселения: МБУК «Белоярский центр досуга и творчества», МАУДО «Центр детского творчества», библиотека, детская школа искусств, спортивный комплекс «Витязь». Через дорогу расположен сквер «Памятник белоярцам, ушедшим и не вернувшимся в родные края», Храм святителя Николая Чудотворца.
Со всеми учреждениями поддерживаются социально-партнерские отношения, что создает благоприятные возможности для обогащения деятельности детского сада, углубляет спектр возможностей по организации физкультурно - оздоровительной, коррекционной работы, способствует сотрудничеству с педагогическими коллективами в подготовке детей к школе и дополнительному образованию.
Основными видами деятельности учреждения являются:
Ø реализация программ дошкольного образования;
Ø реализация программ дополнительного образования детей;
Ø реализация коррекционной программы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» (п.г.т. Белый Яр) относится к типу - «дошкольное образовательное учреждение», имеет статус - «детский сад», соответствует 2 категории и осуществляет свою деятельность на основании лицензии (серия 86Л01 №0002343, от 04.04.18 г. № 3070).
Детский сад «Теремок» расположен по адресу: 628433, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п.г.т. Белый Яр, улица Есенина, дом 7 «А». Открыт 14 апреля 1984 года. Посещает детский сад 350 детей.
Учредитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок» (п.г.т. Белый Яр) - администрация Сургутского района. Департамент образования и молодежной политики Сургутского района выполняет функции и полномочия учредителя Учреждения в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Режим дня в учреждении устанавливается в соответствии с возрастными особенностями детей. Режим работы групп, а также учебная нагрузка определяются Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с «Теремок» (п.г.т. Белый Яр) и не превышают нормы предельных физических нагрузок утвержденных СанПиН 2.4.1.3049-13. Обязательными режимными моментами для всех групп являются: организация игровой деятельности детей, прогулки, образовательная деятельность, индивидуальная работа с детьми, дневной сон.
В летний период для воспитанников ДОО организуются деятельность эстетически-оздоровительного цикла (музыкальная, спортивная, изобразительная). Функционирует учреждение в режиме 5-дневной рабочей недели с двумя выходными (суббота, воскресенье); длительность работы – 12 часов, график работы с 7.00 до 19 00 часов.
Наша дошкольная образовательная организация сегодня - это современное образовательное учреждение для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Группы сформированы по возрастному принципу. Всего в саду 14 групп, 1 группа раннего возраста с 2 до 3 лет и 13 дошкольных групп.
Ø Первая младшая группа - 26
Ø Вторая младшая группа - 75
Ø Средняя группа - 78
Ø Старшая группа - 78
Ø Подготовительная группа - 93
Характеристика воспитанников МБДОУ
Общая численность воспитанников (за последние три года) | |||||||||
| Количество групп | Возраст | Количество воспитанников | Количество мальчиков | Количество девочек | ||||
2016-2017 | 14 | 2-7 лет | 352 | 184 | 168 | ||||
2017-2018 | 14 | 2-7 лет | 353 | 185 | 168 | ||||
2018-2019 | 14 | 2-7 лет | 353 | 183 | 170 | ||||
2019-2020 | 14 | 2-7 лет | 350 | 182 | 168 |
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПиН. Прием детей в детский сад осуществляется на основании направления Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района, медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Контингент воспитанников в группы общеразвивающей направленности формируется в соответствии с их возрастом.
Основными компонентами жизнедеятельности объекта управления в детском саду выступает:
-воспитательно-образовательный процесс;
- здоровьесбережение воспитанников;
-межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);
- повышение квалификации педагогов;
- взаимодействие с социумом;
- создание необходимых материально-технических условий.
Структура управления в организации.
Руководство деятельностью дошкольной образовательной организации осуществляется заведующим – Баранчук Ириной Анатольевной.
Структура управления дошкольной образовательной организации представлена:
Ø методическая служба – заместитель заведующего Ушакова Полина Павловна;
Ø административно-хозяйственная и финансовая служба – заместитель заведующего Дорофеева Оксана Сергеевна;
Для эффективной организации всех структур управления разработана циклограмма деятельности учреждения, что способствует выполнению цикличности намеченных мероприятий по годовому плану.
Согласно Уставу, в организации действуют три органа самоуправления: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Совет родителей.
Электронный адрес детского сада: teremok-1984@mail.ru
Приемная: тел./факс 8 (3462) 745-551
Заведующий: тел. 8 (3462) 746-276
Метод.кабинет: тел. 8 (3462) 746-251
Для более полного и оперативного информирования родителей продолжает работу информационный сайт в сети Интернет: http://teremokbyar.ru. Сайт мы рассматриваем как главный и основной механизм обеспечения принципов государственной политики - открытости и прозрачности деятельности учреждения и предоставления объективной информации всем заинтересованным пользователям. На сайте размещена вся необходимая информация, содержание и перечень которой регламентируется законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 г. и иными законодательными актами в сфере образования.
Сайт также выполняет и функцию «обратной связи»: предоставлена возможность посетителям оставлять свои отзывы, комментарии и предложения о деятельности детского сада.
Для более эффективного информирования родителей (законных представителей) и общественности, существуют страницы детского сада в социальных сетях: https://vk.com/teremokbyar; https://instagram.com/teremok.b.yar
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Содержание обучения и воспитания детей
Цель дошкольного образования, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; повышение социального статуса дошкольного образования.
Стандарт включает требования к структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы.
Образовательная деятельность в детском саду регламентируется основной образовательной программой дошкольного образования, годовым планом работы, расписанием образовательной деятельности. Реализация основной образовательной программы осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В основу организации образовательной деятельности определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также совместной деятельности детей.
Образовательная деятельность в детском саду строится, прежде всего, на индивидуальном подходе к детям, создании благоприятного микроклимата в группе на основе интересного диалогического общения. Содержание образовательной деятельности включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям, через различные парциальные программы.
Профессионально сформированный коллектив, с помощью рационально выстроенной системы руководства способен направлять свою деятельность в нужное русло, ориентируя ее на решение современных государственных задач, стоящих перед учреждением, своевременно реагировать на изменения в системе образования, достигая высоких результатов.
Внимание наших педагогов направлено на поиск нового содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих дошкольникам реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Обеспечение разностороннего развития детей в возрасте с 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей осуществляется на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», для детей с рождения до 8 лет, парциальных программ: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева; «Социокультурные истоки» И.А.Кузьмина. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с «Теремок» (п.г.т.Белый Яр) разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и поддерживает региональный компонент. В дошкольном учреждении в инновационном режиме внедряется в работу авторская программа П.П.Ушаковой «Югра – наш общий дом», получившая рецензию доктора педагогических наук, доцента кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУВО ХМАО-Югры СурГПУ, Лашковой Лии Луттовны. Также реализуются педагогические проекты: «Приобщение детей к русской народной культуре» воспитателя Н.М.Диваковой; «Финансовая грамотность», воспитателя высшей категории Т.Ю.Снигеревой, «Развитие умственных способностей методами ТРИЗ и РТВ», воспитателя высшей категории О.Н.Горбуновой; «Весёлая мозаика» воспитателя высшей категории К.М.Отегеновой. С целью сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья воспитанников учреждения, успешно действует родительский клуб «Здоровая семья».
Наряду с приоритетными задачами, особое место отводится здоровьесберегающей деятельности, которая обеспечивает непрерывность образовательного процесса. Реализация образовательных задач осуществляется в тесной взаимосвязи с оздоровительными задачами. В процессе образовательной деятельности используются элементы здоровьесбергающих технологий, что способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье ребенка. Решая поставленные задачи, систематически проводятся: разнообразные виды занятий (традиционные, игровые, оздоровительные, тренировочные, тематические, с применением нестандартного физкультурного оборудования, сюжетно-игровые, контрольно-проверочные), утренняя гимнастика, дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, ритмопластика, самомассаж, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, спортивные праздники и развлечения, ежеквартально проходили Дни здоровья.
В ДОО применяется комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей:
Ø Обеспечение здорового образа жизни (гибкий, щадящий режим, сбалансированное питание, соблюдение нагрузки, физическая активность, гимнастика: утренняя, дыхательная, артикуляционная, для глаз).
Ø Самостоятельная двигательная активность, образовательная деятельность по физической культуре.
Ø Гигиенические процедуры, закаливание.
Ø Активный отдых (спортивные развлечения, досуги, дни здоровья, совместные праздники и образовательная деятельность по физической культуре).
Ø Световоздушные ванны (проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе, прием детей на улице, обеспечение температурного режима).
Ø Музыкальная терапия (музыкальное сопровождение режимных моментов, утренней гимнастики, праздники, развлечения, использование музыкальных игрушек и инструментов в совместной деятельности).
Ø Психогимнастика (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, снятие отрицательных эмоций, индивидуальная работа с детьми).
Для отслеживания динамики развития воспитанников педагогическая диагностика проводится при помощи карт индивидуального развития, критерии к которым разработаны в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство».
Ежегодно наши дети проходят углубленный медицинский осмотр, систематически проводится комплексная диагностика уровня физического развития и состояния здоровья дошкольников. В дошкольном учреждении имеется медицинский, процедурный кабинет, изолятор, функционирует служба психолого –педагогического и медико-социального сопровождения. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими сестрами, работниками БУ ХМАО-Югры поликлиники посёлка Белый Яр, Алдыбаева М.Н., Набиева Ш.С., под наблюдением педиатра. Все дети осмотрены, определены весо - ростовой показатель, группы здоровья, физическая подготовленность.
Поиск новых подходов к оздоровлению наших воспитанников базируется на созданных нашими педагогами методических рекомендациях из опыта работы воспитателя Снегиревой Т.Ю., принятого с оценкой «отлично» на совете педагогов.
Одним из показателей работы по охране жизни и здоровья детей в нашем саду является отсутствие случаев травматизма воспитанников.
На сегодняшний день организация развивающей предметно-пространственной среды для физического развития детей строится на основе интеграции содержания и видов деятельности. В ДОО оборудован зал для физкультурных занятий, оснащенный гимнастическими скамейками, спортивными тренажёрами, массажными ковриками для профилактики плоскостопия, нестандартным оборудованием для игр, мячами, обручами, кеглями и т.д. в соответствии с требованиями СанПиНа. В 2019 году обновлено спортивное оборудование. Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятия.
Стандартное и нестандартное оборудование используется для проведения эстафет, игр, общеразвивающих упражнений для развития основных видов движения для обогащения двигательного опыта детей. В каждой возрастной группе обновлены спортивные уголки. Зоны уединения позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение (палатка, шатер, домики, ширмы), что способствует благоприятному психологическому климату в группе.
Работа психологической и логопедической служб ДОО ведется по следующим направлениям деятельности: диагностической, профилактической, коррекционной, консультативной. В дошкольном учреждении функционирует логопедичексий кабинет. Коррекция нарушений речи ведется комплексно. Динамика речевого развития детей, обучающихся у логопедов положительная. 90,3% детей выпускаются
Точному логопедическому обследованию детей способствует разработанная экспресс-диагностика детей с моторной алалией.
Работа с семьями дошкольников, проведение психолого – педагогических тренингов с педагогами и детьми эффективно организуется в процессе деятельности психологической гостиной «Вместе жить здорово», руководителем является педагог – психолог Галь Я.В.
Успешно проводится психопрофилактическая работа педагогом-психологом с детьми на индивидуальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности.
В течение учебного года на ПМПк было направлено и обследовано 25 детей.
Систематично организованная работа, опирается на принцип учета способностей детей к тому или иному виду деятельности, а также социальный заказ родителей воспитанников нашего учреждения.
В 2019-2020 учебном году в реализовывались дополнительные образовательные программы, реализуемые на платной основе:
· Студия ручного труда «Пчелка»;
· Изостудия «Акварелька»;
· «Спортивная карусель»;
· «Логопедическая помощь в развитии речи детей дошкольного возраста».
В этих группах были задействованы 112 детей.
В 2019 году ДОО продлён договор с Центром дополнительного образования «Веста» на 2019-2020 учебный год, для предоставления дополнительных платных образовательных услуг социально-педагогической направленности «Логика для дошколят», «Читалочка».
Кроме этого, в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р), заключен договор о сотрудничестве с МАУДО «ЦДТ», педагог дополнительного образования Центра детского творчества на базе ДОО реализует программу дополнительного образования «Ритмика и основы спортивного танца». Дети посещают данный кружок за счёт средств сертификата персонифицированного финансирования. Также дополнительное образование воспитанников МБДОУ осуществляется в, Белоярской ДШИ, воспитанники активно посещают кружки в МБУК «Белоярский ЦДиТ».
В декабре 2019 года заключено соглашение с Ханты-Мансийской региональной общественной организацией «Федерация тхэквондо», в рамках соглашения реализуются занятия по «Программе по тхэквондо для спортивно-оздоровительных групп детей 5-7 лет».
В дополнительном образовании задействовано 89% воспитанников ДОО в возрасте от 4 до 7 лет.
Вопрос преемственности детского сада и школы решается через обеспечение содержательного единства образовательной деятельности. В течение учебного года детский сад тесно сотрудничает с МАОУ «Белоярская СОШ №1» и МАОУ «Белоярская СОШ №3». Разработан совместный план по преемственности образовательной и оздоровительной работы детского сада и школ. Важным аспектом совместной деятельности является формирование у дошкольников положительного отношения к школе, как мотивационного компонента готовности к школе. Это осуществляется посредством организации совместных мероприятий и экскурсий со школами, встреч с учителями начальных классов, бывшими выпускниками детского сада, организация праздников, посвященных выпуску в школу и т.д.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами и образовательными учреждениями городского поселения дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. Сотрудничество способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждого ребенка и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
Основными принципами сотрудничества с социальными партнерами - осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем и значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Важным направлением деятельности ДОО является работа с семьей. В системе работы с родителями (законными представителями) решаем следующие задачи:
Ø повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
Ø привлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность;
Ø вооружение родителей (законных представителей) психолого-педагогическими знаниями через психологические тренинги, консультации, семинары, совместные занятия, дня открытых дверей и другие нетрадиционные формы работы.
Основными направлениями взаимодействия c родителями являются:
Ø изучение семьи (составление социального паспорта);
Ø изучение потребности родителей на образовательные услуги для определения перспектив развития, содержания работы и форм организации.
Коллектив детского сада строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьями воспитанников МБДОУ и родителями будущих воспитанников с учетом их социального положения.
Анализ состава семьи
Характеристика | количество | % отношение |
Полная семья | 246 | 86% |
Неполная семья | 40 | 14% |
Многодетная семья | 80 | 28% |
Семья с детьми инвалидами | 0 | 0 |
Семьи коренных народов | 2 | 0,7% |
Работа с родителями ведется согласно годовому плану. Проводятся родительские собрания, конференции, лектории, педагогические консультации, заседание «круглых столов». В период режима самоизоляции мероприятия для родителей проводились в онлайн-формате. Особый интерес вызывают тематические выставки, праздники, дни открытых дверей, конкурсы и т.д.
Многообразие используемых форм работы позволяет расширить представление родителей о средствах и методах воспитания дошкольников и увидеть результаты развития детей.
В МБДОУ функционируют консультационные пункты для родителей: по оказанию правовой помощи и правового просвещения воспитанников и родителей (законных представителей) «Твое право»; «Крепыш» для родителей (законных представителей) детей раннего возраста не посещающих образовательные учреждения и воспитывающиеся в условиях семьи.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Организация образовательной среды
Одним из условий обеспечения образовательной деятельности является создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие детей. Развивающая предметная среда ДОО оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
В учреждении функционирует 14 групп, которые оснащены учебно-методическими, дидактическими пособиями и игровым оборудованием, согласно образовательных областей общеобразовательной программы с учетом возрастных особенностей детей. В групповых комнатах оборудованы зоны: книжная, изобразительной и творческой деятельности детей, патриотической, экологической направленности, трудового воспитания, экспериментирования. Зонирование уголков оснащено оборудованием согласно требованиям ФГОС ДО.
Для развития физических способностей детей, укрепления и сохранения их здоровья имеются спортивный зал, для развития музыкальных способностей детей имеется музыкальный зал. Для реализации коррекционной работы с детьми имеется кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет Все группы и профильные специалисты оснащены ноутбуками. 6 групп оснащены интерактивными экранами и досками; имеются шесть цифровых лабораторий «Наураша».
Для развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников, приобщения детей к истокам русской народной культуры в ДОО функционируют специально оборудованный музей «Русская горница».
Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В группах имеются адаптированные к детским потребностям уголки сюжетно-ролевой игры, конструирования, театрализованных игр, спортивные уголки, уголки природы и опытнической деятельности, уголки совместной и индивидуальной деятельности: ИЗО, аппликация, ручной труд, настольные игры, так же учебные центры (для проведения организованной деятельности). В воспитательно-образовательной работе, работе с родителями используются информационно-коммуникативные технологии.