Lingua, sanguis, unguis, unguentum, angulus, lingula, angulus, sublingualis, fungus, Sanguisorba

ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

                                                                                  

 

                                                                                            

 

 

 

Прокопьевск, 2018

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кемеровский областной медицинский колледж»

Прокопьевский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

                          _____________

«____»_________2018 г.

 

ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

Рабочая тетрадь

для студентов специальностей

31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринскоедело 31.02.02 Акушерское дело

                                                                                  

 

                                                                                            

 

 

Согласовано:                                                                                                                                 Рассмотрено и одобрено:                                                                                                                                   Председатель МОП ОД                                                                                                                           на заседании НМС
   протокол №___ от _______ 201_ г.                                                                                  протокол № ___ от ______ 201_ г.     _____________ Н.В. Попова                                                                                                 ________________ О.Э.Сапурина                                                                                                                                                       (председатель научно-методического совета)  

 

 

Основы латинского языка с медицинской терминологией [Текст]: Рабочая тетрадь для студентов специальностей 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело

31.02.02 Акушерское дело / Л. Е. Лаптева. – Прокопьевск: ПФ ГБПОУ «КОМК», 2018. – 51 с.

 

 

 

Рецензенты:

Н.А. Коновалова, методист ПФ ГБПОУ «КОМК»,

 

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело31.02.02 Акушерское дело

 

 

 

 

 

ПФ ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж», 2018 г.

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

 Пояснительная записка                                                                                          5

Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения

         некоторых звуков и буквосочетаний.                                                    6

Тема 2. Глагол.                                                                                                        11

Тема 3. I склонение имен существительных. Несогласованное определение.      13

Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги.                                    16

Тема 5. Состав слова. Терминоэлементы. Клиническая терминология.

Греческие корни.                                                                                                     19

Тема 6. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных

         препаратов.                                                                                                 21

Тема 7. Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных

           препаратов.                                                                                                  23

Тема 8. Имя прилагательное I и II склонений. Согласованное определение.     25

Тема 9. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических

         соединений.                                                                                               28

Тема 10. III склонение имен существительных.                                                        31

Тема 11. Названия патологических процессов.                                                        36

Тема 12. Название солей в лекарственных препаратах                                       39

Тема 13. Прилагательные III склонения. Согласованное определение.          42                              

Тема 14. IV склонение имен существительных.                                                  44

Тема 15. V склонение имен существительных.                                                         46

Тема 16. Важнейшие рецептурные сокращения.                                                  48                                                                                                        

 Список использованной литературы                                                                          51                                                                                             

 

Пояснительная записка

 

 

  Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело       

      Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразования, в чтении текстов на латинском языке Тетрадь позволит развить мотивацию будущей профессиональной деятельности.

Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны будут выполнить задания, упражнения, заполнить таблицы, ответить на вопросы, прочитать и перевести тексты.

Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.

 

Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и  сочетаний

Задание 1. Назовите буквы латинского алфавита

 

Печатные буквы  Название Русское произношение Примечание
A, a а    
B, b  бэ    
 C, c цэ    
 D, d дэ    
 E, e э    
 F, f эф    
 G, g гэ    
 H, h га    
 I, i и    
 J, j йот    
 K, k ка    
 L, l эль    
 M, m эм    
 N, n эн    
 O, o о    
 P, p пэ    
 Q, q ку    
 R, r эр    
 S, s эс    
 T, t тэ    
 U, u у    
 V, v вэ    
 X, x икс    
 Y, y ипсилон    
Z, z зэт    

Задание 2.  Ответить на вопросы:

Какие гласные буквы латинского алфавита вы знаете?__________________

_________________________________________________________________

Что такое дифтог? Какие дифтонги вы знаете? _________________________

_________________________________________________________________

Какими буквами можно выразить звук «э»? ___________________________

_________________________________________________________________

Какие буквы при произношении дают звук «и»? ________________________

_________________________________________________________________

Что такое диграф? Назовите их_________________________

Какие сочетания букв передают звук «кв»? ____________________________

_________________________________________________________________

Какими буквами и в каких случаях передается звук «з»? ________________

_________________________________________________________________

По каким признакам можно определить греческое происхождение слова? __

_________________________________________________________________

Каковы основные правила постановки ударения? __________________

_________________________________________________________________

 

Задание 3. Пользуясь алфавитом, напишите по-латински слова:

Аурум__________________________________

Аурис__________________________________

Инфузум________________________________

Одор___________________________________

Улькус__________________________________            

Утэрус________________________________          

Эго___________________________________

Эпистола______________________________

 

Задание 4. Напишите русскими буквами:

ae - э

aegrotus____________________________________

gangraena__________________________________

oe - э

oedema_____________________________________

Foeniculum__________________________________

au - ау

  auris_______________________________________

Raunatinum__________________________________                      

 

 

eu - эу, эй

eucommia__________________________________

euphoria___________________________________

 euthanasia_________________________________

ae - аэ, oe - оэ

аer_______________________________________

Aloe______________________________________

 

Задание 5. Напишите русскими буквами латинские слова.

 

Caecum (слепая кишка)__________________________________________    

Cadaver (труп)__________________________________________________

Сellula (клетка) ________________________________________________                                        

Cervicalis (шейный) ______________________________________________                                   

 Cibus (пища) _________________________________________________                                           

Cicatrix (рубец, шрам) ___________________________________________                                 

Clavicula (ключица) ______________________________________________

Coelia (брюшная полость)________________________________________

Costa (ребро) ____________________________________________________

Cutis (кожа)_____________________________________________________

Cyanosis (синюшность) ___________________________________________

Lac (молоко) ___________________________________________________                            

Occiput (затылок) _______________________________________________                                

Задание 6. Прочитайте и объясните произношение буквы с:

 

Cellula, cerebrum, cervicalis, cibus, facies, cyanosis, caecum, cadaver,

 costa, cutis, clavicula, occiput, lac, cavum, cartilago, accessorius, sulcus.

Задание 7. Заполните таблицу, вставив следующие слова:

scapula, crista, concha, cystis, cellula, Сucurbita, collega, coerulеus, Сuprum, carbo.

 

Читается как «ц» Читается как «к»
   
   
   
   
   
   

Задание 8. Прочитайте и напишите русскими буквами:

aqua______________________________________________________

quinque___________________________________________________

quantum satis_______________________________________________

Quercus____________________________________________________

liquor _____________________________________________________

sulcus _____________________________________________________

os sacrum___________________________________________________________

dorsum_____________________________________________________

incisura vesica______________________________________________

fossa______________________________________________________

processus__________________________________________________

Задание 9. Заполните таблицу: infusum, scapula, testis, incisura, tonsilla, musculus, numerus, bursa, magnesia, Rosa.

 

Читается как «с» Читается как «з»
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 10. Напишите русскими буквами, прочитайте вслух и заполните таблицу:

lingua, sanguis, unguis, unguentum, angulus, lingula, angulus, sublingualis, fungus, Sanguisorba.

Читается как «нгв» Читается как «нгу»
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 11. Запишите термины, разделите на слоги, обозначьте долготу и краткость предпоследнего слога и определите ударение.

Glandula suprarenalis (надпочечная железа) __________________________________

medulla spinalis (спинной мозг)____________________________________________

columna vertebralis (позвоночный столб)____________________________________

vertebra cervicalis (шейный позвонок)_______________________________________

solutio Iodi spirituosa (спиртовый раствор йода)_______________________________

lamella ophthalmica (глазная пленка)________________________________________

fissura orbitalis superior (верхняя глазничная щель)____________________________

meatus acusticus internus (внутренний слуховой проход)________________________

vestibulum oris (преддверие рта)____________________________________________

tuberculum anterius et posterius (передний и задний бугорок)____________________

amputatio digiti (ампутация пальца)________________________________________

hepatitis acuta (острый гепатит)____________________________________________

trigonum caroticim (сонный треугольник)____________________________________

calculus dentalis (зубной камень)__________________________________________

Задание 12. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение

 

Systema nervosum

Systema nervosum in tres partes dividitur, quae sunt: systema nervosum centrale, systema nervosum periphericum et systema nervosum vegetativum. Systema nervosum centrale est encephalon et medulla spinalis. Systema nervosum periphericum ex truncis nervosis seu nervis et corpusculis nervosis terminalibus constat. Systema nervosum vegetativum partem centralem et periferiicam habet.

Тема 2. Глагол

Задание 1. Заполните таблицу, подчеркните основу глагола и определите его спряжение.

 

 

Неопределенная форма глагола Спряжение Неопределенная форма глагола Спряжение
Dare   Filtrare  
Recipere   Solvere  
Audire   Conspergere  
Miscere   Servare  
Sterilisare   Infundere  
Repetere   Praeparare  
Signare   Sanare  
Habere   Discere  
Legere   Vertere  
Scire   Agglutinare  
Tegere   Vivere  
Laborare   Agitare  
Finire   Sentire  
Docere   Coquere  
Dividere   Videre  
Auscultare   Extendere  
Palpare   Colare  
Addere   Terere  

 

Задание 2. Заполните таблицу

Спряжение Infinitivus Основа Imperativus Singularis Imperativus Pluralis
  Signare      
  Auscultare      
  Curare      
  Sterilisare      
  Olere      
  Habere      
  Movere      
  Miscere      
  Solvere      
  Coquere      
  Vivere      
  Discere      
  Audire      
  Sentire      
  Finire      
  Nolire      

 

Задание 3.  Переведите с латинского языка на русский:

Date_________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: