Политика является целеполагающей формой деятельности. Это значит, что любое политическое действие осуществляется для достижения определенных целей. Цель в политике служит внутренним побудительным мотивом. В качестве инструментов, орудий осуществления целей выступают средства и методы. Хотя «средства» и «методы» - близкие понятия, но между ними есть определенное различие. Политические средства - это конкретные факторы влияния субъектов политических отношений на объекты; к ним относятся: забастовки, вооруженные действия, избирательные кампании. Методы политики характеризуют способы воздействия ее средств: это принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.
Вопрос о соотношении целей и средств политики является вопросом нравственном содержании политики. Особую актуальность он приобрел в условиях борьбы буржуазии за власть в эпоху социальных революций, теоретическое обоснование проблем нравственности в политике дано в работах Н. Макиавелли. Установка этого автора такова: любой поступок, любое политическое действие является моральным, если оно продиктовано нравственной целью. Практика показывает, что политики - за редким исключение; не признаются в безнравственности своих целей. Войны, революции, массовый террор прикрывались благородными целями, сулящими народам благоденствие и процветание. И ныне часто практикуются такие аморальные явления как манипулирование массовым сознанием, дезинформация, терроризм, и все эти факторы представляются как необходимые атрибуты политической жизни, что позволяет утверждать, что «политика - это грязное дело».
|
|
Другой точкой зрения по вопросу нравственности в политике является следующая: средства должны доминировать над целью. Здесь средства являются нравственным критерием политики. Не только благородные цели, а в значительной мере применяемые средства определяют будущее лицо то или иного общества. Террором, убийствами, насилием не создать высоконравственного общественного устройства. На этой платформе сформировалась идеология ненасильственных действий в политике, основоположниками которой были Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг. Распространение такой идеи позволяет придать политической жизни гуманистический характер, превратить политику из «грязного дела» в благородное занятие. Однако данный подход еще не доминирует в политической жизни, и большинство политических деятелей подходит к политике прагматически, утверждая необходимость установления соизмеримости целей и средств. Этот третий вариант ответа на вопрос о нравственности в политике представляется компромиссным. Он пытается учесть нравственную значимость как целей, так и средств. Поскольку противоречие целей и средств в политической жизни носит неизбежный характер, сторонники такого подхода стремятся построить систему иерархии нравственных ценностей и с помощью ее оправдать применение некоторых безнравственных средств как «меньшего зла».
|
|
В современных условиях наиболее предпочтительный подход к определению критерия нравственности политики - основополагающие принципы гуманизма, утверждающего общечеловеческие ценности: право на жизнь, безопасность, свободу, развитие человеческой личности.
В политической сфере предпочтение отдается ненасильственным действиям, они составляют норму политической жизни. Однако и политическое насилие продолжает играть большую роль в жизни общества. Войны, политические убийства, репрессии по отношению к противникам - это не только история, но и актуальные проблемы сегодняшнего дня. Насилие представляет собой применение общественной группой, классом, политическим лидером различных форм принуждения с целью приобретения или сохранения своего господствующего положения в обществе. Кроме прямого насилия в политике используются и скрытые формы, как-то: различные формы духовного, психологического давления, экономическая блокада, которые содержат в себе лишь угрозу применения силы (политического давления, дипломатический ультиматум). Различают политическое, военное, экономическое, духовное (идеологическое), административное, судебно-законодательное насилие, применяемые тогда, когда несовместимость интересов различных социальных групп может быть преодолена только одним способом - путем использования средств принуждения.
Разные политические и социальные интересы существенно влияют на формирование целей, определение средств и методов политики, форм и масштабов насильственных мер при ее осуществлении. Характер насилия тесно связан с функционированием политической власти, которая обычно реализуется в двух основных формах: господства и руководства. Господство предполагает абсолютное доминирование какого-либо класса или группы в обществе. Оно опирается на применение насилия в крайних, прямых формах и проявляется не только в форме физического, но и идеологического, психологического принуждения. Такая форма власти характерна для современных автократических режимов.
В демократических режимах власть реализуется в форме руководства, которое предполагает осуществление социальной воли той или иной группы или класса с помощью, главным образом, авторитета, убеждения, влияния, экономического стимулирования, а также использования непрямых путей принуждения. Даже в демократических государствах насилие имеет место, но оно сведено к минимуму, ограничено четкими правовыми и нравственными рамками. Однако и в демократическом обществе сталкиваются разнообразные социальные интересы. Но демократия предполагает политику согласования интересов различных групп в обществе. Всякое нарушение принципа компромиссного согласования интересов общественных групп на основе общих интересов может привести к нарушениям и конфликтам. Подобное согласование - сложный процесс, который не обеспечивается автоматически, многое зависит от наличия в обществе глубоких демократических традиции, от уровня общей и политической культуры. Насилие может быть оправдано, когда политическая борьба ведется против автократического режима, и отсутствуют легальные возможности для действия оппозиции. Справедливым является насилие в случае отражения неспровоцированной вооруженной агрессии извне, при подавлении вооруженного мятежа и других насильственных действий, направленных на свержение демократического государственного строя. Но в любом случае насилие должно быть поставлено в жесткие юридические и нравственные рамки
|
|
Неограниченное насилие в политике сопровождается формированием адекватного ему тоталитарного политического режима и сосредоточению власти в одних руках. Такой режим порождает социальный слой, наделенный: неограниченными возможностями, неизбежными привилегиями (например, определять судьбу других людей). Экстремистское насилие наносит серьезный ущерб экономике страны, поскольку влечет за собой огромные разрушения. В духовной жизни общества насилие порождает атмосферу страха, дегуманизирует личность, превращает людей в пассивный объект политических манипуляций.
Элита использует насилие, когда ее легитимность подвергается угрозе или когда нарушаются действующие юридические нормы. Ее власть основывается на том факте - что она является единственной политической силой, которая в рамках существующего юридического порядка имеет право на применение силы. Собственно юридическая система организована таким образом, чтобы облегчить элите применение насилия. Лица, входящие в элиту, пытаются сделать все для того, чтобы использование насилия не выглядело как акт произвола, и окружают ее ореолом легитимности.
Политические элиты могут быть свергнуты не только тогда, когда они теряют контроль над средствами применения насилия, но и тогда, когда при необходимости его использования они проявляют колебания, когда элиты расколоты или их члены неверно оценивают возможности своих противников. Опыт показывает, что элиты, не решающиеся применить насилие, легко лишаются власти.
Правительственное насилие часто наталкивается на ожесточенное сопротивление со стороны контрэлиты и масс, что может привести к более или менее длительной гражданской войне. Контрэлита применяет насилие в тех случаях, когда она полагает, что путь к власти для нее закрыт, но она обладает необходимыми физическими и организационными возможностями. Как правило, насилие контрэлиты применяется при поддержке масс, которые используют такие его формы как уличная борьба, захват помещений, взятие заложников, участие в революционных движениях.
|
|
Особая форма насилия - политический терроризм, характеризующийся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Этот метод политической борьбы состоит в систематическом применении ничем не ограниченного, не связанного с военными действиями физического насилия для достижения определенных целей путем устранения политических противников: убийства политических лидеров, военных или рядовых граждан, взрывы, нападения на банки, склады оружия, угон самолетов, автобусов.
Терроризм не является четким и единым явлением, а представляет собой метод политической борьбы, используемый различными социальными силами. Он может быть государственным и оппозиционным, консервативным или революционным, религиозным и националистическим. Главным в определении формы терроризма является то, с какой целью осуществляются данные насильственные акты. Политическим террористический акт делают его мотивы и направленность. Террористы стремятся запугать общество, изменить государственный строй, внутреннюю политику, нанести удар по «системе». Террористический акт рассчитан на то, чтобы потрясти общество степенью жестокости и, тем самым, стать своеобразным средством воздействия террористов на власть. Поэтому террористы не только не скрывают свою причастность к преступлению (как это делают уголовники), но и всячески афишируют ее.
Сегодня политический терроризм захлестнул все страны мира. Особенно активно действуют террористические организации в Италии («Красные бригады»), в США («Революционная армия»), в Японии (религиозная секта «Аум Сенрикё»). Борьба против терроризма в современном обществе осложняется двойственным и непоследовательным поведением правящих классов и властей, которые наживают политический капитал на существовании этой проблемы, оттесняют с политической сцены и дискредитируют подлинно демократические и левые силы. Поэтому меры, принимаемые властями против терроризма, половинчаты: репрессии, как правило, обрушиваются лишь на левые силы и организации, а преступления правых экстремистов остаются безнаказанными. Подлинная радикальная борьба против терроризма неотделима от борьбы против порождающих его причин: социальной несправедливости и угнетения, насилия и авантюризма как во внутренней, так и в международной политике.