Счета бухгалтерского учета, их строение и типы. Порядок определения сальдо счетов. План счетов бухгалтерского учета.
Бухгалтерские счета по строению подразделяются на:
активные счета;
пассивные счета;
активно-пассивные счета.
Активные бухгалтерские счета
Активный счет, как следует из его названия, - это бухгалтерский счет, который предназначен для учета активов организации. Увеличение объекта на активном счете отражается по дебету счета, а уменьшение –по кредиту счета.
Пассивные бухгалтерские счета
Для учета пассивов организации (капитала, резервов и обязательств) предусмотрены пассивные счета. Увеличение обязательств на пассивном счете отражается по кредиту счета, а уменьшение показывается по дебету счета.
Активно-пассивные бухгалтерские счета
Необходимо иметь в виду, что ряд бухгалтерских счетов не относится однозначно ни к активным, ни к пассивным. На активно-пассивных бухгалтерских счетах показывают расчеты с подрядчиками и поставщиками, заказчиками и покупателями, подотчетными лицами и другими кредиторами и дебиторами. Это, например, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету этого счета может отражаться как уменьшение кредиторской задолженности (пассива), так и увеличение дебиторской задолженности (актива)
|
|
Сальдо начальное — наличие дебиторской задолженности на начало отчетного периода Сальдо начальное — наличие кредиторской задолженности на начало отчетного периода
Оборот по дебету: увеличение дебиторской задолженности; уменьшение кредиторской задолженности Оборот по кредиту: увеличение кредиторской задолженности; уменьшение дебиторской задолженности
Сальдо конечное — наличие дебиторской задолженности предприятия на конец отчетного периода (когда ему, предприятию, должны) Сальдо конечное — наличие кредиторской задолженности предприятию на конец отчетного периода (когда оно, предприятие, должно)
На них учитывается разл виды задолженности дебиторская и кредиторская.дебит-ая на активных,кредит-ая на пассивных
Сальдо конечное по этим счетам считается так:сначало подсчитывается сальдо по кажд дебитору и кредитору в отдельности,затем подсч сумма сальдо по всем дебиторам и записывают в дебет счета.Сумму сальдо по всем
кредиторам заносят в кредит счета,показывать свернутое сальдо запрещено.Ост-ки по акт-пасс счетам отражаются соотв в активе и пассиве
План счетов бухгалтерского учета
Планом счетов бухгалтерского учета называют перечень синтетических счетов, отражающий систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определяющий такую организацию бухгалтерского учета.
|
|
В едином плане предусмотрено около 80 синтетических счетов (счета первого порядка). Хозяйствующие субъекты на основе единого плана счетов имеют право составлять рабочий план счетов бу в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
В Инструкции по применению Плана счетов раскрыты краткое экономическое содержание и назначение каждого счета, определен порядок ведения синтетического учета, приведена типовая схема корреспонденции того или иного счета с другими синтетическими счетами.
Раздел 1. Внеоборотные активы 01 – Основные средства (А) 02 – Амортизация основных средств (П) 03 – Доходные вложения в материальные ценности (А) 04 – Нематериальные активы (А) 05 – Амортизация нематериальных активов (П) 07 – Оборудование к установке (А) 08 – Вложения во внеоборотные активы (А) 09 – Отложенные налоговые активы (А)
Раздел 2. Производственные запасы 10 – Материалы (А) 11 – Животные на выращивании откорме (А) 14 – Резервы под снижение стоимости материальных ценностей (П) 15 – Заготовление и приобретение материальных ценностей (А) 16 – Отклонение в стоимости материальных ценностей (А-П) 19 – Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (А)
Раздел 3. Затраты на производстве 20 – Основное производство (А)21 – Полуфабрикаты собственного производства (А)23 – Вспомогательные производства (А)25 – Общепроизводственные расходы (А)26 – Общехозяйственные расходы (А)28 – Брак в производстве (А)29 – Обслуживающие производства и хозяйства (А)
Раздел 4. Готовая продукция и товары40 – Выпуск продукции (работ, услуг) (А)41 – Товары (А)42 – Торговая наценка (П)43 – Готовая продукция (А)44 – Расходы на продажу (А)45 – Товары отгруженные (А)46 – Выполненные этапы по незавершенным работам (А)
Раздел 5. Денежные средства50 – Касса (А)51 – Расчетные счета (А)52 – Валютные счета (А)55 – Специальные счета (А)57 – Переводы в пути (А)58 – Финансовые вложения (А)59 – Резервы под обесценение финансовых вложений (П)
Раздел 6. Расчеты60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками (А-П)62 – Расчеты с покупателями и заказчиками (А-П)66 – Расчеты по краткосрочным кредитам и займам (П)67 – Расчеты по долгосрочным кредитам и займам (П)68 – Расчеты по налогам и сборам (А-П)69 – Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (А-П)70 – Расчеты с персоналом по оплате труда (А-П)71 – Расчеты с подотчетными лицами (А-П)73 – Расчеты с персоналом по оплате труда (А-П)75 – Расчеты с учредителями (А-П)76 – Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (А-П) 77 – Отложенные налоговые обязательства (П) 79 – Внутрихозяйственные расчеты (А-П)
Раздел 7. Капитал 80 – Уставный капитал (П) 81 – Собственные акции (доли) (А) 82 – Резервный капитал (П) 83 – Добавочный капитал (П) 84 – Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (А-П) 86 – Целевое финансирование (П)
Раздел 8. Финансовые результаты 90 – Продажи (А-П) 91 – Прочие доходы и расходы (А-П) 94 – недостачи и потери от порчи ценностей (А) 96 – Резервы предстоящих расходов (П) 97 – Расходы будущих периодов (А) 98 – Доходы будущих периодов (П) 99 – Прибыли и убытки (А-П)
Особенности ценообразовании. Задачи анализа уровня и динамики цен.
Ценообразование на производимую продукцию прямо зависит от типа рынка, на который собирается выйти продавец.
1.Свободная конкуренция.
В условиях свободной конкуренции, особенности ценообразования заключаются в следующем.
Цены на продукцию, как правило, зависят от спроса и предложения, но такие цены довольно подвижны и реагируют на другие факторы. Причем, цена одного производителя не меняет рыночное равновесие, но ценообразование по отрасли в целом – существенно влияет на такое равновесие.
|
|
Отсутствие преград для внедрения на рынок стимулирует рост предложения и снижение спроса. Эластичность спроса и предложения являются стимулом для продавца устанавливать гибкие и чуткие к рыночным колебаниям цены. Учитывая, что в условиях свободной конкуренции, необходима грамотная ценовая политика, где основной упор при ценообразовании ставят на сокращение (оптимизацию) издержек.
2.Монополистическая конкуренция.
В условиях монополистической конкуренции, когда конкуренция наблюдается между продавцами дифференцированной продукции и где возможно появление новых конкурентов – особенности ценообразования состоят в следующем.
Цена устанавливается, исходя из уникальности товара (отсутствие или небольшая доля аналогов на рынке).
Для определения цены необходима стратегия по изучению возможного спроса на товар и исходя из качественных характеристик товара. В данном случае необходима грамотная рекламная политика для товара, для определения оптимальной цены (соотношение: уникальность товара – спрос на товар).
При определении цен ориентируются, прежде всего, на реакцию потребителей, а не конкурентов.
Перекрестная эластичность спроса на аналогичный товар достаточно высока, однако ее показатель может быть снижен при грамотных приемах маркетинга.
3.Олигополия.
В условиях олигополии, когда наибольшая доля товаров выпускается несколькими крупными производителями, особенности ценообразования заключаются в следующем.
Определяя цену на товар, ориентируются на государственное регулирование. Именно при данном типе рынка, продавец стремится согласовать и сблизить цены с конкурентами. Как правило, при согласовании цен, используют единую схему учета затрат, одинаковый прейскурант и т.д. Согласование при этом, должно иметь законный характер (картель).
4.Монополия.
В условиях монополии, когда на рынке состоит один производитель товара, аналогов которому нет, а вход на рынок для других продавцов ограничен, особенности ценообразования состоят в следующем.
Предприятие- производитель не зависит от цен на рынке и устанавливает их на свое усмотрение. Однако такие цены имеют ограничитель в виде покупательской способности и спроса на товар. Кроме того, производитель-монополист должен учитывать наличие товаров-заменителей на рынке (как полных, так и не полных).
|
|
К числу основных задач, возникающих при изучении динамических рядов, относятся:
1) характеристика интенсивности отдельных изменений в уровнях ряда от периода к периоду или от даты к дате;
2) определение средних показателей временного ряда за какой-либо период;
3) выявление основных закономерностей динамики исследуемого явления на отдельных этапах;
4) выявление факторов, обусловливающих изменение изучаемого явления во времени;
5) прогноз развития явления в будущем.
3. Планирование основных экономических показателей: понятие, принципы. Методы планирования.
Планирование экономической деятельности аптечной организации
Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Принципы: 1.Увеличение количества чеков Следует регулярно использовать различные маркетинговые ходы, организовывать рекламные акции для покупателей 2.Повышение численности посетителей Количество посетителей (потенциальных покупателей) возрастает при проведении различных конкурсов, промо-акций. Особое внимание следует уделить узнаваемости брэнда аптеки, планированию ассортимента, внешнему оформлению 3.Увеличение размера среднего чека Самое большое влияние на размер чека оказывает профессионализм продавцов-консультантов. Грамотный специалист не только подскажет полезное лекарство, но и посоветует сопутствующие товары. Следует уделять подбору персонала важнейшее значение 4.Внедрение программы лояльности клиентов Скидки «для своих» оказывают положительное действие на привлечение покупателей, особенно это касается аптек с небольшой проходимостью, расположенных «около дома». Здесь очень много постоянных клиентов, которым нужно уделить внимание. Бонусные программы, дисконтные карты помогут удержать клиента. |
Для получения прогнозных величин по отдельным показателям экономической деятельности фармацевтической торговой организации могут быть использованы следующие методы и методические приемы планирования:
1. Балансовый метод планирования.
Предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и трудовых ресурсов с фактической потребностью в них.
Балансовые расчеты используются при планировании поступления товара на предприятие исходя из прогнозируемого товарооборота и величины начальных и конечных товарных запасов.
2. Нормативные методы (или методы технико-экономических расчетов).
Данные методы основаны на применении норм и технико-экономических нормативов расхода материальных ресурсов организации. Используемые нормативы бывают 3 видов: единые, отраслевые и специальные, применяемые для отдельного предприятия.
Единые нормативы применяются во всех отраслях и сферах деятельности, например оплата коммунальных услуг (отопления, электроэнергии и т.п.), ставки большинства налогов.
3. Расчетно-аналитический (опытно-статистический) метод планирования.
Расчетно-аналитический метод используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между отдельными показателями или экономическими явлениями может быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных.
4. Экономико-математические методы.
Данные методы основаны на построении математических моделей, которые отражают количественные взаимосвязи между показателями. В фармацевтической системе широко используют регрессионные (одно- и многофакторные) и корреляционные модели, а также их сочетание.
5. Методы экономической эффективности (оптимизации плановых решений).
Методы экономической эффективности заключаются в том, что при составлении плана выполняются многовариантные решения одной и той же задачи.
Билет №5