Отредактируйте текст, написанный вашим одноклассником. Какой недостаток надо устранить вашему товарищу?

Из нитей Знайка велел сплести большую сетку. Другому отряду Знайка велел сделать большую корзину из тонкой березовый коры. Все жители Цветочного города приходили и смотрели на большой шар.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОМОНИМЫ

1. Коса – девичья коса, прическа

2. Коса – орудие труда для срезания травы

3. Коса – песчаная отмель

- Омонимы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Лук____________________________Лук__________________________________________

 

Странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула. Но стул не шагает.

Часто часы бьют. Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», – говорят. Интересно!

Что-то слона я не вижу в оркестре?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

– Где вы были? – У Лисички!

– Что вы ели там? – Лисички.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ,

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну,

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



ОМОФОРМЫ

 


вода стекла – ваза из стекла

косить косой – косой взгляд

пчелиный рой – рой землю

жаркая печь – печь пироги

острая пила – пила компот

лечу самолетом – лечу горло


Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи, называются омоформами.

 



ОМОФОНЫ

А есть ещё омофоны, которые доставляют много неприятностей, звучат одинаково, а пишутся по-разному:

 


гриб – грипп

вышел - вышил

палить – полить

сторожил – старожил

съезд – съест

сидеть – седеть

порок – парок

луг – лук

плод – плот

бал – балл

предать – придать


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

ОМОНИМЫ ОМОФОРМЫ ОМОФОНЫ
Одинаково звучат и пишутся Одинаково пишутся, звучат по-разному Одинаково звучат, пишутся по-разному
     
     

Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

Сложный код. Пушистый кот.

У Маши длинная коса. Коси, коса, пока роса!        

Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок.     

На грядке рос зелёный лук. Мы с ребятами пошли на луг.                                     



ФРАЗЕОЛОГИЯ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1. Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары:


кот наплакал

ходить вокруг да около

слова не вытянешь

семи пядей во лбу

дать маху

рта не закрывает

олух царя небесного

попасть в точку

куры не клюют

брать быка за рога


 

2. Замените одним словом следующие фразеологизмы:

Мозолить глаза __________________________________

Точить лясы _____________________________________

Клевать носом ___________________________________

Бить баклуши ____________________________________

 

3. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов:


Делить шкуру неубитого______________;

Купить _____________________ в мешке;

__________________ в мешке не утаишь;

Беречь как ______________________ ока.

Согнуть в _______________________ рог;

Толочь ______________________ в ступе;

Не в бровь, а в ______________________;

Выйти ______________________ из воды;

Надуться как _______________ на крупу.


 





Составить из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.

A) терпеть, быть, казак, атаман

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

B) семь, дитя, глаз, няньки

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

C) глаз, бревно, сучок, замечать, видеть, чужой, свой

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Найдите ошибку

 


- Первый блин колом

- Своя ноша не тонет

- Не в деньках счастье

- Комар косу не подточит

- Нет козы без шипов


 

6. Вместо точек вставить названия животных.


Голоден как ________________________
Хитёр как __________________________          
Здоров как _________________________         
Изворотлив как _____________________     

Нем как ____________________________

Труслив как ________________________             

Грязный как ________________________
Упрям как __________________________

Болтлив как _________________________

Колючий как ________________________

Надут как __________________________

 


 

7. Определить, где выражение "ни пуха, ни пера" употреблено в переносном смысле. Объяснить смысл фразеологизма.









Ни пуха, ни пера


Рано утром мама квочка                                 

В класс отправила сыночка                            

Говорила: - не дерись,                                   

Не дразнись, не петушись                             

Поспеши, уже пора                                       

Ну, ни пуха, ни пера                                    

Через час едва живой,

Петушок идёт домой

Ковыляет еле - еле

Он со школьного двора

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, не пера


 



Вставить в фразеологические обороты пропущенные одинаковые слова,  


а) __________ об   ________________

Из ____________________ вон плохо.

Сбыть с _________________       

Мастер на все_________________

Сидеть сложа_________________

б) __________________нитками сшито.

Среди _________________________ дня.

Сказка про __________________ бычка.      

Чёрным по ________________ написано.

 

в) Как в ___________________ канул.

Толочь ____________________ в ступе.

Решетом _________________ черпать.

Тише _________________ ниже травы.

Много ____________________ утекло.

г) Смотреть во все________________

В _______________________ рябит.

Как бельмо на___________________

Не в бровь а в______________

___________________ на лоб лезут.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: