Из нитей Знайка велел сплести большую сетку. Другому отряду Знайка велел сделать большую корзину из тонкой березовый коры. Все жители Цветочного города приходили и смотрели на большой шар.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОМОНИМЫ
1. Коса – девичья коса, прическа
2. Коса – орудие труда для срезания травы
3. Коса – песчаная отмель
- Омонимы –
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лук____________________________Лук__________________________________________
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула. Но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
|
|
«Слон затрубил», – говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
– Где вы были? – У Лисички!
– Что вы ели там? – Лисички.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ,
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну,
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОМОФОРМЫ
вода стекла – ваза из стекла
косить косой – косой взгляд
пчелиный рой – рой землю
жаркая печь – печь пироги
острая пила – пила компот
лечу самолетом – лечу горло
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи, называются омоформами.
ОМОФОНЫ
А есть ещё омофоны, которые доставляют много неприятностей, звучат одинаково, а пишутся по-разному:
гриб – грипп
вышел - вышил
палить – полить
сторожил – старожил
съезд – съест
сидеть – седеть
порок – парок
луг – лук
плод – плот
бал – балл
предать – придать
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОМОНИМЫ | ОМОФОРМЫ | ОМОФОНЫ |
Одинаково звучат и пишутся | Одинаково пишутся, звучат по-разному | Одинаково звучат, пишутся по-разному |
Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.
Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
Сложный код. Пушистый кот.
У Маши длинная коса. Коси, коса, пока роса!
Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок.
На грядке рос зелёный лук. Мы с ребятами пошли на луг.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары:
кот наплакал
ходить вокруг да около
слова не вытянешь
семи пядей во лбу
дать маху
рта не закрывает
олух царя небесного
попасть в точку
куры не клюют
брать быка за рога
2. Замените одним словом следующие фразеологизмы:
Мозолить глаза __________________________________
Точить лясы _____________________________________
Клевать носом ___________________________________
Бить баклуши ____________________________________
3. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов:
Делить шкуру неубитого______________;
Купить _____________________ в мешке;
__________________ в мешке не утаишь;
Беречь как ______________________ ока.
Согнуть в _______________________ рог;
Толочь ______________________ в ступе;
Не в бровь, а в ______________________;
Выйти ______________________ из воды;
Надуться как _______________ на крупу.
Составить из данных слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.
A) терпеть, быть, казак, атаман
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
B) семь, дитя, глаз, няньки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
C) глаз, бревно, сучок, замечать, видеть, чужой, свой
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите ошибку
- Первый блин колом
- Своя ноша не тонет
- Не в деньках счастье
- Комар косу не подточит
- Нет козы без шипов
6. Вместо точек вставить названия животных.
Голоден как ________________________
Хитёр как __________________________
Здоров как _________________________
Изворотлив как _____________________
Нем как ____________________________
Труслив как ________________________
Грязный как ________________________
Упрям как __________________________
Болтлив как _________________________
Колючий как ________________________
Надут как __________________________
7. Определить, где выражение "ни пуха, ни пера" употреблено в переносном смысле. Объяснить смысл фразеологизма.
Ни пуха, ни пера
Рано утром мама квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: - не дерись,
Не дразнись, не петушись
Поспеши, уже пора
Ну, ни пуха, ни пера
Через час едва живой,
Петушок идёт домой
Ковыляет еле - еле
Он со школьного двора
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, не пера
Вставить в фразеологические обороты пропущенные одинаковые слова,
а) __________ об ________________
|
|
Из ____________________ вон плохо.
Сбыть с _________________
Мастер на все_________________
Сидеть сложа_________________
б) __________________нитками сшито.
Среди _________________________ дня.
Сказка про __________________ бычка.
Чёрным по ________________ написано.
в) Как в ___________________ канул.
Толочь ____________________ в ступе.
Решетом _________________ черпать.
Тише _________________ ниже травы.
Много ____________________ утекло.
г) Смотреть во все________________
В _______________________ рябит.
Как бельмо на___________________
Не в бровь а в______________
___________________ на лоб лезут.