Микляева Н. В., Микляева Ю. В.
М59 Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с. — (Дошкольное воспитание и развитие). I8ВN 5-8112-0848-0
В пособии изложены нормативно-правовые и концептуальные основы работы педагога-психолога в ДОУ общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов. Раскрыто содержание работы по всем направлениям профессиональной деятельности психолога образования. Приводится системный анализ возможных трудностей в работе специалиста психологической службы и в координации его работы с деятельностью других
сотрудников ДОУ.
Кроме этого, книга содержит разнообразный практический материал. В ней даны примерные формы документации, конспекты занятий, рекомендации по подбору и изготовлению дидактического игрового материала для индивидуальной и групповой работы.
Пособие адресовано руководителям ДОУ, практическим работникам психологической службы ДОУ, а также студентам педагогических вузов, обучающимся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» и «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)».
|
|
ББК 74.1+88.8 УДК 373.2+159.922.7
© Айрис-пресс, 2005
Введение
В последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. По данным Института коррекционной педагогики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от популяции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения. Обе категории детей отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л. С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) даже при наличии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, только около 80% родителей неадекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у первых — позиции сотрудничества с персоналом детского сада, у последних — устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей.
Таким образом, особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педагога-психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада. Это диктует необходимость повышения психолого-педагогической компетенции педагогов-психологов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности практического психолога.
|
|
Данное пособие позволит лучше узнать:
• права и обязанности практического психолога, направления его деятельности;
• модель психологической службы в ДОУ, отражающую схему этапов работы практического психолога;
• уровни и факторы социально-психологической адаптированности детей с проблемами в развитии;
• методы и методики диагностики стрессового состояния и путей выхода из него;
• стили семейного воспитания, формы и этапы работы педагога- психолога с родителями «проблемных» детей;
• психотерапевтические приемы и методы при работе с персоналом ДОУ и родителями дошкольников.
Разнообразный практический материал пособия позволит научиться:
• анализировать литературу;
• проводить психолого-педагогическое изучение детей, фиксировать, анализировать и обобщать данные, полученные в результате обследования детей; давать психологическое заключение и методические рекомендации родителям и педагогам по работе с «проблемным» ребенком;
• создавать условия для гармонизации психологического климата в группе детского сада, осуществлять профилактику и коррекцию социальной дезадаптации ребенка, исправление отклонений в поведении дошкольников;
• составлять подробные конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию у детей навыков эффективной коммуникации, повышению самооценки и уверенности в себе, коррекции психических процессов;
• подбирать и изготавливать дидактический, игровой и наглядный материал для занятий;
• анализировать индивидуальные и подгрупповые занятия;
• проводить консультации и психотерапевтические беседы с педагогами и родителями «проблемных» детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ
Психологическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности:
• Конституцией РФ;
• Законами, постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования (в частности, Законом РФ «Об образовании»);
• Декларацией прав и свобод человека;
• Конвенцией о правах ребенка;
• Современной Концепцией дошкольного воспитания (1989);
• Концепцией специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (1989);
• Концепцией непрерывного дошкольного и начального образования (2001).
Правовой и организационно-методической основой формирования психологической службы в детском саду выступают:
• Положение о службе практической психологии в системе
образования РФ (примерное) (1999);
• Проект Концепции психологической службы образования
(1999);
• Проект концепции службы специальной психологии в системе образования (1998).
Согласно данным документам, под психологической службой «понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителей и специалистов государственных, муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений в системе образования РФ, ориентированная на психологическое обеспечение образовательного процесса».
В Положении о службе практической психологии определяются:
• цели и задачи службы (пункт II);
• структура (пункт III);
• основные направления (пункт IV) и виды деятельности
(пункт V) службы;
• особенности организации деятельности (пункт VI);
• права и обязанности специалиста службы (пункт VII).
• Остановимся на данном документе подробнее.
|
|
Положение о службе практической психологии в системе образования Российской федерации (примерное)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организационную структуру и порядок управления службой практической психологии (далее — Служба) в системе образования Российской федерации и является правовой и организационно-методической основой ее формирования и
организации деятельности.
2. Под Службой понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителей и специалистов государственных, муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений в системе образования Российской Федерации, ориентированная на психологическое обеспечение образовательного процесса. Служба является необходимым компонентом системы общего образования, создающим условия для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образовательного процесса.
3. Служба оказывает содействие... на всех этапах непрерывного образования.
4. В своей деятельности Служба руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением и разработанными на его основе уставами и положениями соответствующих структурных элементов Службы.