/. Составлена психологом1:_________________
2. Описание группы:
• психологическая характеристика детей;
• общая характеристика работы педагога в этой группе.
3. Цели программы (конкретные цели и задачи работы с
детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и
родителями, то описываются и эти задачи).
4. Этапы реализации программы по месяцам.
5. Планируемые результаты психологической работы в группе в виде, допускающем их экспертную проверку:
Дата составления_________________________
Подпись психолога
Программа должна включать основные виды занятий с детьми: ориентировочные занятия, терапевтические и обучающие.
Требования к составлению занятий:
• должен учитываться возраст детей и индивидуальные осебенности воспитанников;
• необходимо учитывать этап психо-коррекционной работы
основную направленность всех занятий.
Отработка необходимых умений и навыков должна прохсдить в 3 этапа: получение информации о содержании того: иного навыка, применение его в конкретной ситуации, пере? навыка, усвоенного на занятии, в повседневную жизнь.
|
|
При организации занятия учитывается принцип постепенного погружения и выхода из игровой ситуации; начало и конец занятия должны быть «ритуальными», чтобы сохранить • ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
Исходя из сложности и продолжительности занятия, в нем могут быть до 2 физкультурных минуток. При этом одна и них является динамической, активной (элементы дыхательная гимнастики Стрельниковой, упражнения на динамическую организацию двигательного акта и т. д.), вторая — направлена на релаксацию и обучение правильному типу дыхания.
При работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, занятия психолога чаще всего носят комплексный характер, хоти приоритетными считаются направления работы, связанные формированием умений и навыков:
• адаптации (в младшей и средней группах);
• эффективной коммуникации (в средней и старшей группах)
• произвольного поведения (в старшей и подготовительной:
школе группе).
Формирование навыков коммуникации и произвольного поведения
Исходя из того, что фазы социального развития ребенка,. том числе адаптации, связаны с формированием механизмов личностного роста, перспективный план психокоррекционнои работы целесообразно строить, опираясь на последовательность возникновения последних.
Каждый механизм личностного роста формируется в процессе определенного типа взаимоотношений ребенка с социальной средой — соответственно, психокоррекционные мероприятия должны быть построены таким образом, чтобы сохранить естественную последовательность их возникновения и смоделировать тип отношений, характерный для появления механизмов:
|
|
• эмоциональной синтонии;
• децентрации (эмоциональной и интеллектуальной);
• пространственно-временного смещения.
По мере того как потребность в общении становится более выраженной и появляется эмоциональная децентрация, особое ннимание уделяется формированию «эмпатической цепочки» (по Л. П. Стрелковой):
сопереживание —» сочувствие —>
содействие (прямое заимствование чувств) —>
(переживание иных по сравнению с объектом
восприятия чувств) —> (предложение помощи)
Формирование эмоциональной отзывчивости предлагается проводить в процессе режимных моментов, в свободной деятельности детей, в семье и на специальных занятиях воспитателя и дефектолога, во время физкультурного и музыкального занятий, общих досугов. Со своей стороны, психолог проводит подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование положительной самооценки и благоприятного психологического климата в группе, умений распознавать собственное эмоциональное состояние и настроение сверстника, видеть в нем причину собственного и чужого поведения, овладение навыками произвольной регуляции поведения и становление внутренней позиции личности.
Рассмотрим подробнее методику работы на каждом этапе.