Прекращение полномочий по недискредитирующим основаниям сохраняет за судьей особо-публичный статус – судья в отставке

ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ СУДЕЙ

Идея о том, что привлечение судьи к уголовной или административной ответственности, применение к нему иных мер принудительного воздействия и ограничения его прав допускается с соблюдением специального процедурного порядка. Данный порядок призван гарантировать, что соответствующие меры не будут применены к судье с целью оказания давления на него в связи с позицией, занимаемой им при рассмотрении конкретного дела.

Аспекты:

1. Специальный порядок привлечения к уголовной ответственности:

1) Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

o В отношении судьи КС РФ – Председателем СК РФ с согласия КС РФ;

o В отношении судьи ВС РФ, верховного суда субъекта РФ – Председателем СК РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

o В отношении иного суда – Председателем СК РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ;

2) Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу (т.е. все начинается заново);

Существует специальная уголовная ответственность судей (согласно ст.305 УК РФ – заведомо неправосудное решение). Однако привлечен к ней судья может быть только в особом процедурном порядке. При этом к ответственности он может быть привлечен только в случае, если приговор, который объявляется заведомо неправосудным, отменен.

2. Особый порядок привлечения к административной ответственности:

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

o В отношении судьи КС РФ, ВС РФ, верховного суда субъекта РФ, военного суда, арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по представлению Генерального прокурора РФ;

o В отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда субъекта РФ по представлению Генерального прокурора РФ;

Также обеспечить неприкосновенность судьи помогают следующие требования:

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность судьи не могла быть известной, подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи, кроме случаев, предусмотренных ФЗ, не допускается.

2) Решение об избрании в отношении судьи меры наказания в виде заключения под стражу принимается:

1. В отношении судьи КС РФ, ВС РФ, верховного суда субъекта федерации, военного, арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ по ходатайству Председателя СК РФ;

2. В отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда субъекта РФ по ходатайству Председателя СК РФ;

Заключение судьи под стражу производится с согласия КС РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее предложение вносит в КС РФ или квалификационную коллегию судей Председатель СК РФ;

3) Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело или он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу) допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

1. В отношении судьи КС РФ, ВС РФ, верховного суда субъекта федерации, военного, арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ;

2. В отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда субъекта РФ по ходатайству Председателя СК РФ;

4) При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении и судьи или привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей может отказать в даче согласия на производство указанных действий, если выяснило, что проведение данных действий связано с позицией, занимаемой судьей в ходе осуществления его полномочий;

ПРИНЦИП НЕСМЕНЯЕМОСТИ СУДЕЙ.

1) Полномочия федерального судьи не ограничены определенным сроком. Т.е. федеральный судья назначается до достижения предельного возраста;

2) Предельный возраст пребывания судьи в должности – 70 лет, если иное не установлено ФКЗ. Для судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ законами может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов;

3) Мировой судья избирается на срок, предусмотренный законом субъекта РФ, но на срок не более 5 лет. По истечении срока лицо может выдвинуть свою кандидатуру ещё раз. При последующих избраниях мировой судья назначается на срок не менее 5 лет; если в это время он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи, то он назначается на срок до достижения предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет;

4) Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов РФ;

(Исключение составляет Председатель ВС РФ. На него срок предельного пребывания в должности не распространяется).

Требование 3.

Выделение адекватных финансовых и материальных ресурсов на деятельность судей.

Должно существовать достаточное количество судебных учреждений и судебных должностей, а также в достаточном размере выплачиваться заработные платы и предоставляться льготы.

Обеспечение этих критериев позволяет обеспечить независимость судьи. Чем меньше судебных должностей, тем больше нагрузка на судью. Если нагрузка большая, то работа выполняется в спешке, что часто приводит к судебным ошибкам, которые могут стать основанием для дисциплинарной ответственности судей. Это в свою очередь является инструментом воздействия на судью.

Требование 4.

Освобождение судьи от необходимости отчитываться перед органами, его назначившими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: