Методы обучения
Метод обучения- способ обучения, т.е. способ решения конкретной педагогической задачи- это определенные действия педагога и учащегося, в результате которых происходит передача и усвоение знаний, развитие способностей и мышления.
Выбор метода обучение определяется конкретной педагогической целью:
• дать или закрепить умения и навыки
• развить музыкальные способности, эстетические чувства;
•привить музыкальный вкус,, воспитать серьёзное и ответственное отношение к урокам музыки.
Методы обучения бывают общие и частные.
Общие методы обучения, используемые на уроках музыки:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- проблемно-поисковый метод (метод проблемного изложения).
- метод обобщения (подытоживания);
- практический метод.
1. Объяснительно-иллюстративный метод используется с целью дать ученикам знание и сформировать умение.
Действия учителя:
Учитель объясняет что-либо («Что это», «Как это делать») и приводит наглядные примеры: -*показывает наглядные средства (картины, схемы, видеозаписи, предметы); -
|
|
*иллюстрирует звучание (исполнение на инструменте или голосом,аудиозапись);
*показывает способы действия.
Проблемно-поисковый метод (метод проблемного изложения)
Используется для:
- формирования у учеников самостоятельности и самобытности выполнения какого-либо действия;
- формирования умения самостоятельно делать выводы, думать («получать знания»);
Действия учителя:
Учитель даёт задания и вопросы, связанные с возможностью выражения собственного мнения, своей оценки. Следует задавать вопрос таким образом, чтобы вызвать у ученика не вспоминание ранее полученной информации, а размышление над проблемой, подводящей к ответу.
Например:
* Каким способом лучше изобразить на металлофоне звучание летнего дождя: играя связно или отдельно, громко или тихо?
* подумайте, какие чувства и мысли выразил в «Вокализе» С. Рахманинов?
* Какую роль в театре и кино играет музыка?
* придумайте название произведению и поясните, почему, на ваш взгляд, оно подходит к прослушанной музыке лучше других.
*подберите инструмент, наиболее подходящий для передачи образа соловья (блок-флейта, колокольчики или ксилофон).
*Если бы вы были композитором, как бы вы изменили образ мелодии (изменив лад, темп, ритм или динамику:
Метод обобщения (подытоживания)
Обобщить, подытожить - сделать вывод, подвести итог, выявить результат.
Используется, чтобы систематизировать знания школьников, свести ряд частных понятий к одному главному. Используется в конце каждого этапа урока и в конце урока. Действия учителя:
|
|
- выделяет частные понятия и сводит их к главному понятию;
- указывает на достигнутые результаты работы и подтверждает правильность выполнения
Например:
* Обобщение знаний, полученных на уроке во 2 классе, посвящённом теме «Марш в нашей жизни»
Учитель: О чём мы говорили сегодня на уроке? Школьники: О марше. У.: Что нового вы сегодня узнали на уроке? Ш.. Что такое марш... Главные черты марша, по которым мы его отличаем от других музыкальных жанров... Что марши бывают разного характера (разные). У.: А поняли ли вы, какое значение имеет марш в нашей жизни? Ш.: Да, марш нам необходим. Он нужен, чтобы настроить людей в одном, общем для всех настроении.
4. Практический метод
Используется, чтобы:
- научить школьников применять полученные знания в практической деятельности;
- закрепить навыки;
- определить уровень знаний и навыков;
- развить музыкальные способности;
- развить творческие способности.
Примеры заданий:
• Определить развитие образа в музыкальном произведении и отобразить его при помощи геометрических фигур,
• Изобразить на коробочке звучание частого и редкого дождика
•Определить динамический план исполнения песни,
• Прослушать музыкальный фрагмент и высказать свое мнение
Методы музыкального обучения
1. Методы моделирования:
- метод моделирования художественно-творческого процесса;
-метод моделирования слуховых представлений и музыковедческих понятий;
2. Полихудожественный метод;
3. Метод сравнения (метод контрастных сопоставлений);
4. Метод сопереживания;
5. Метод эмоционального воздействия;
6. Метод наблюдения за музыкой и размышления о ней;
7. Метод уподобления характеру музыки;
8. Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному материалу (метод перспективы и ретроспективы).
Методы моделирования
Моделировать - значит создавать подобное, отражающее свойства оригинала.
Виды моделирования - зрительное, речевое, графическое и двигательное.
Например:
*слуховое представление мелодии (звуковысотной линии) может быть смоделировано движениями руки, при помощи графических изображений (лесенка, пирамида, горы), графических элементов (линия, точка, геометрические другие изображения);
*ритмический рисунок можно отобразить посредство звучащих жестов (щелчки, хлопки, шлепки, притопы), слоговых обозначений (та – ти-ти, бам - ди-ли),
* слуховое представление динамического, темброво развития в музыке можно отобразить при помощи контрастного сопоставления цвета, в графических изображениях; цветовых пятен
* характер музыки можно отобразить в движении тела и мимики (пластическое интонирование).
Полихудожественный метод
Поли – в переводе с греческого означает «многочисленный».
Синтез- в переводе с греческого означает «соединение»; синонимы – единство, целостность.
Полихудожественный метод – метод, основанный на идее синтеза различных видов искусства: музыки, литературы, изобразительного искусства, хореографии, театра". Данный метод позволяет рассматривать одно и то же явление с позиции разных видов искусства и предполагает вовлечение учащихся в разные виды художественной деятельности (музыкальной, речевой, художественно-изобразительной, двигательной, театрализованной)
Метод сравнения (метод контрастных сопоставлений)
Сравнение, сопоставление – нахождение сходства и отличий.
Используется с целью:
- развития эмоциональной отзывчивости школьников на музыку и тонкости восприятия музыки;
- развития мышления;
- формирования музыкального вкуса.
Действия учителя:
- даёт задания на сравнение и нахождение правильного варианта.
Например, можно сравнить:
*произведения разных жанров (вальс и марш);
*произведения одного жанра (вальс из балета «Спящая красавица» " П. Чайковского и вальс из балета С. Прокофьева «Золушка»)
|
|
* произведения с одинаковыми названиями («Утро» Э.Грига и «Утро» С. Прокофьева); *варианты исполнения одного произведения (в оркестровом и вокальном исполнении: две исполнительские трактовки на одном инструменте, например фортепиано)
Задания на сравнение нужно давать в форме проблемно-поисковой ситуации.
Например:: Послушайте и скажите, из-за чего изменился образ произведения? Какое средство выразительности изменилось? Как изменился образ, каким он стал?
: Послушайте и постарайтесь определить, какой характер вальса создал Чайковский, а какой Прокофьев? (вальс из балета Чайковского «Спящая красавица» и вальса из балета Прокофьева «Золушка») и т.п.
Метод сопереживания
Сопереживать – значит испытывать эмоции, схожие с чувствами другого человека (чувствами героя музыкального произведения), находиться в той эмоции, которая выражена в музыкальном произведении
Используется с целью:
- развития эмоциональной отзывчивости школьников на музыку, обогащения эстетических чувств.
Действия учителя: - перед прослушиванием музыки в рассказе раскрывает образную сферу музыкального произведения, тем самым настраивая учеников на переживание определённых эмоций.