Методология и методы научного исследования
Учебное пособие
Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование
Ярославль
2014
УДК 303. 4 ББК 74. 58 Б 18 | Печатается по решению редакционно- издательского совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского |
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Костромского государственного
университета имени А. Н. Некрасова Валентина Марковна Басова, доктор педагогических наук, профессор Вятского гуманитарного университета
Симонова Галина Ивановна
Байбородова Л. В., Чернявская А. П.
Б 18 Методология и методы научного исследования: учебное пособие / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – 283 с.
ISBN 978-5-87555-985-3
В учебном пособии рассматриваются теоретические и методические вопросы организации исследовательской работы, классификация исследований, методологический аппарат, подходы и принципы исследования; дается характеристика теоретических и эмпирических методов, изложены вопросы для анализа результатов исследования.
|
|
Книга адресована магистрантам, аспирантам, докторантам, организаторам экспериментальной и инновационной деятельности в образовательном учреждении.
ББК 74.58
УДК 303.4
ISBN 978-5-87555-985-3 | © ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. |
К. Д. Ушинского, 2014
© Байбородова Л. В., 2014 © Чернявская А. П., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................... 4
Глава 1. Общая характеристика и методология
Исследования............................................................................ 6
1.1. Сущность и классификации исследований.................................. 6
1.2. Уровни методологии, подходы и принципы исследования...... 21
1.3. Основные характеристики исследования................................... 30
Глава 2. Теоретические методы педагогического
Исследования.......................................................................... 56
2.1. Общетеоретические методы исследования................................ 56
2.2. Анализ литературы....................................................................... 65
2.3. Анализ документов. Контент-анализ.......................................... 83 2.4. Моделирование как метод исследования................................... 90
Глава 3. Эмпирические методы исследования.............. 102
3.1. Наблюдение как метод исследования........................................ 102
3.2. Опросные методы исследования............................................... 110
3.3. Фокус-группа.............................................................................. 133
|
|
3.4. Метод диагностических ситуаций............................................. 139
3.5. Изучение и обобщение опыта.................................................... 152
3.6. Методы оценивания.................................................................... 157
3.7. Педагогический эксперимент.................................................... 167
3.8. Тестирование............................................................................... 193
3.9. Надежность и валидность в психолого-педагогических
исследованиях.................................................................................... 220
Глава 4. Анализ результатов исследования
И их оформление.................................................................. 228
4.1. Критерии и показатели для изучения результатов исследования... 228 4.2 Анализ состояния проблемы в педагогической практике........ 243
4.3. Обработка и интерпретация научных данных.......................... 254 4.4. Оформление и внедрение результатов исследования.............. 266
Библиографический список............................................... 276
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, в соответствии с которыми сейчас организуется обучение в вузах, поставили во главу угла несколько важнейших моментов: (1) акцент не на получение знаний, а на профессиональную подготовку студента в соответствии с современными требованиями, которые предъявляют общество и работодатели; (2) компетентностная модель подготовки, в которой определено, каким должен быть выпускник после окончания соответствующей ступени подготовки; (3) деятельностный подход к обучению, предполагающий активность и самостоятельность студента в получении знаний и овладении компетенциями.
Основная цель вуза – формирование у студентов собственной системы знаний и отношений к окружающему миру. Исходя из этого и строится компетентностная модель подготовки педагога. Несмотря на разнообразие программ и моделей подготовки учителя, все они объединены общей целью – сформировать критически мыслящего человека, самостоятельного, готового к самосовершенствованию и самообучению на протяжении всей жизни, способного эффективно интерпретировать меняющиеся ситуации и адаптироваться к ним, поэтапно менять первоначально сформированную структуру знаний, продолжать развиваться.
Эта книга адресована тем, кто стремится к творческому поиску, созиданию, к постоянному развитию и совершенствованию педагогической практики, к новым открытиям и достижениям в области образования, в своей профессиональной деятельности.
Исследовательская деятельность должна быть органично включена в образовательный процесс, стать внутренним планом деятельности студента в профессиональном обучении. В данном пособии речь пойдет о педагогическом исследовании, которое, по сути, является комплексным. В зависимости от исследуемой проблемы педагогическое исследование может также затрагивать различные аспекты: социальные, валеологические, медицинские, экономические и правовые.
Цель данного учебного пособия – не только подробно раскрыть основные этапы и методику организации научного исследования, но и стать основой для развития:
– умений отбирать информационные ресурсы и формировать теоретическую базу для осуществления практической деятельности в различных сферах;
– готовности взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;
– способности студентов к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности;
– способности анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научноисследовательских задач в сфере науки и образования.
|
|
Учебное пособие предназначено, прежде всего, студентам магистратуры, изучающим курс «Методология и методы научного исследования», а также педагогам, психологам, руководителям образования, стремящимся к творчеству и новаторству. Оно поможет организовать педагогическое исследование, овладеть методами исследования и проведения опытной и экспериментальной работы, чтобы изучить и осознать современную ситуацию в образовании, определить успехи, достижения и недостатки, выявить резервы, увидеть новые ориентиры и перспективы.
Авторы учебного пособия благодарны коллегам, принявшим участие в его создании. Разделы 3.1.и.3.2. подготовлены на основе материалов Н. П. Ансимовой; раздел 3.7 – С. Л. Паладьевым; раздел 3.6. – в соавторстве с М. И. Рожковым. Использованы материалы С. И. Брызгаловой (1.1, 1.2), Т. Б. Гребенюк (1.1 и 1.3).
Глава 1. Общая характеристика и методология исследования