Выбор и оценка вариантов проектных решений

Технико-экономическое сравнение вариантов проектных решений по станциям и узлам должно производиться в соответствии с Методическими указаниями по сравнению вариантов проектных решений железнодорожных линий, узлов и станций.

Различают показатели общей и сравнительной эффективности. Общая (абсолютная) эффективность характеризует влияние суммы предусматриваемых капитальных вложений на прирост национального дохода общества и определяется для анализа показателей годовых, пятилетних и перспективных планов, при разработке отдельных технико-экономических проблем развития народного хозяйства и его отраслей и в некоторых других случаях. При необходимости определения показателей общей эффективности следует пользоваться Инструкцией по определению экономической эффективности капитальных вложений на железнодорожном транспорте, обеспечивая всесторонний учет связанных с рассматриваемым мероприятием народнохозяйственных затрат не только на проектируемом, но и на других объектах, а также обязательное выполнение требуемых объемов работы станции или узла.

Для выбора вариантов проектных решений необходимо применять показатели сравнительной экономической эффективности, отражающие технико-экономические преимущества одного из вариантов проектного решения в сравнении с другими рассматриваемыми вариантами (включая сохранение существующего состояния станции или узла, если оно может обеспечить выполнение заданной работы).

Сравнительную экономическую эффективность вариантов проектных решений по станциям и узлам в общем случае определяют путем сопоставления суммарных приведенных народнохозяйственных затрат (строительных расходов, капитальных вложений в подвижной состав и грузы и эксплуатационных расходов) с учетом отдаленности их во времени. В частных случаях при определенных условиях применяют более простые способы сравнения, например сравнение по сроку окупаемости дополнительных капитальных вложений. Учитываемые при сравнении вариантов расходы рекомендуется определять по тем элементам затрат, которые различаются объемом, а также условиями или сроками их производства. Для расчета себестоимости перевозок, себестоимости переработки вагонов на станции и т.п., а также показателей общей эффективности необходимо определять полную сумму затрат по варианту.

При сравнении вариантов, различающихся занимаемой территорией, следует учитывать народнохозяйственные потери, связанные с занятием земельных участков.

Наряду со стоимостными показателями вариантов анализируют и сравнивают натуральные (количественные и качественные) показатели.

Сравнение вариантов по натуральным показателям особо важным является в случаях, когда различие между их стоимостными показателями находится в пределах точности расчетов.

Варианты следует разрабатывать при одинаковых эксплуатационных требованиях, для одинаковых размеров и характера конечной продукции (формирование и отправление поездов из узла на внешнюю сеть и т.д.). Все варианты, отбираемые для технико-экономического сравнения, должны удовлетворять обязательным требованиям (требованиям конкурентоспособности), в частности, обеспечивать безусловное выполнение заданного объема конечной продукции и соблюдение действующих норм проектирования.

Строительные расходы определяют в зависимости от стадии проектирования, характера объекта и значимости рассматриваемого элемента в общей сумме затрат по варианту различными способами: по укрупненным показателям строительной стоимости, сметно-финансовым расчетам или по сметам. В необходимых случаях используют данные типовых или аналогичных проектов.

Капитальные вложения в подвижной состав можно рассчитывать одним из двух способов, который следует принимать одинаковым для всех рассматриваемых вариантов проекта.

По первому способу рассчитывают инвентарный парк локомотивов и вагонов и определяют стоимость этого парка на момент начала эксплуатации, дополнительные капитальные вложения по мере увеличения размеров работы (с учетом отдаленности затрат во времени), а также экономию средств в результате высвобождения части парка при переходе к последующим этапам развития станции или узла.

По второму способу капитальные вложения в подвижной состав объединяют с пропорциональными им элементами эксплуатационных расходов, относя долю стоимости подвижного состава, соответствующую нормативному коэффициенту эффективности, на нормы расходов по простою и пробегу (вагоно-ч, поездо-ч, поездо-км и т.п.). Преимуществом второго способа является упрощение расчетов, недостатком - невозможность определения срока окупаемости дополнительных капитальных вложений по варианту (сравнение можно вести только по приведенным затратам).

Стоимость грузов, находящихся в процессе перевозок, можно суммировать с капитальными вложениями в вагонный парк и учитывать совместно с ними.

В зависимости от особенностей сравниваемых вариантов, стадии проектирования и степени детализации исходных материалов, которые влияют на точность расчетов, при определении эксплуатационных расходов применяют три основные системы расходных норм и показателей: единичные, групповые и укрупненные, различающиеся степенью их укрупнения.

В табл. 22.1 приведена краткая характеристика систем расходных норм и показателей, применяемых для определения эксплуатационных расходов при сравнении вариантов в проектах станций и узлов.

Таблица 22.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: