Система оценки качества реализации Основной Образовательной Программы ДОО решает следующие задачи:
- повышения качества реализации программы дошкольного образования;
- реализации требований Стандарта;
- обеспечения объективной экспертизы деятельности ДОУ в процессе оценки качества программы дошкольного образования;
- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития ДОУ;
- создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
ООП ДОО предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
- внутренняя оценка, самооценка;
- внешняя оценка, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
В сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - интеллектуальные и личностные качества ребенка. Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
|
|
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений в режимные
моменты и в специально организованной образовательной деятельности.
В качестве методов используются следующие методы: формализованные и малоформализованные методы.
Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики.
|
|
Сбалансированность этих методов позволяет получить объем информации в оптимальные сроки, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие параметры диагностирования дошкольников:
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения и смысла;
• зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Результаты используются для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования;
- оптимизации работы с группой детей.
Оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой в детском саду, направлено в первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.