Курс парусного судна по отношению к направлению ветра, при котором ветер дует под углом 80-100° по отношению к курсу судна, ветер дует перпендикулярно курсу судна.
Гальюн
Туалет на судне.
Гичка
Лёгкая и узкая шлюпка, предназначенная для разъездов капитана и офицеров торговых судов.
Диаметральная плоскость (дп) судна
Вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.
Дифферент
(фр. Difference) — разница углубления судна в воде между кормой и носом. Дифферент на корму обычно делается для придания судну лучшей поворотливости. Дифферент на нос, наоборот, ухудшает поворотливость и придает судну некрасивый вид. Если судно имеет дифферент на нос, то моряки говорят: «судно сидит в воде свиньей».
Драить, надраивать
Туго натягивать, в переносном смысле — оттирать, очищать что-нибудь. Например, моряки говорят: «драить медяшку», что значит начищать до блеска медные детали.
Дрейф
(фр. Derive) — отклонение движущегося корабля от намеченного пути под влияние ветра, течения, сильной волны и напора льда. Лечь в дрейф — расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на один из них судно шло вперед, а от действия на другие - пятилось назад, вследствие чего судно держится почти на месте.
|
|
Дрек
Шлюпочный якорь.
Дректов
Якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
Есть
Слово заменяющее на флоте ответы: хорошо, слушаю, понял, будет исполнено. Происходит от английского слова yes (да).
Живучесть
Способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств и подготовленностью экипажа.
Загребной
Ближайший к рулевому гребец, по нему равняются все остальные гребцы шлюпки.
Зыбь, мертвая зыбь
Пологое волнение без ветра, иногда может достигать крупных размеров; бывает или после продолжительного ветра, когда море не может сразу успокоиться, или перед ветром, когда по соседству дует сильный ветер и гонит перед собой волну. Мелкая зыбь, или рябь — малое волнение.
Зюйдвестка
Широкополая морская непромокаемая шляпа.
Идти
Судно идет, его экипаж, принимающий участие в движении корабля, также идет. Пассажиры, которых везут моряки, едут. Например, пассажир сообщит: «я еду на корабле», а моряк же скажет: «я иду на корабле».
Кабельтов
(голл. Kabeltouw) — мера длины, равная одной десятой морской мили, т.е. 608 футам, или 185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился вследствие того, что кабель на судне брался определенной, одинаковой длины.
Каболка
|
|
Толстая нить, из которой свиваются тросы, которые состоят из прядей, а пряди из каболок.
Камбуз
(голл. Kombuis) — судовая кухня.
Канат
Канатом назывались самые толстые тросы, привязывающиеся к якорю до применения для этой цели цепей. До сих пор якорную цепь часто называют цепным канатом или просто якорным канатом.
Киль
(англ. Keel) — продольный брус или стальной лист, идущий вдоль судна и служащий основой всей его структуры.
Кильсон
Внутренний киль, идущий поверх шпангоутов (ребер) судна.
Кильватер
1) струя за кормой идущего судна; 2) строй судов идущих друг за другом в одной линии с одинаковым расстоянием между ними. Идти в кильватер — значит идти вслед за впереди идущим судном.
Киса
Мешок для хранения парусов и инструментов.
Клевант
1) конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался; 2) небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине; употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
Клетень, клетневка
Предохранительная обивка троса тонкими линями в тех местах, где от подвергается постоянному трению.
Кливер
1) один из косых парусов на бушприте кораблей; 2) передний парус шлюпки.
Кница
Треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна. В шлюпке металлическими кницами крепятся банки. В корме шлюпки расположены также две кницы, на которых при движении на вёслах сидят старшина и командир шлюпки. Поэтому они часто называются старшинскими кницами.
Кок
Судовой повар.
Компас
(голл. Kompass) — основной мореходный инструмент, показывает направление стран света и направление, по которому идет судно.
Компасный курс
Курс судна по компасу.
Конец
1) снасть небольшой длины на судне; 2) собственно конец любой судовой снасти. Подать конец — значит перебросить его на причал или другое судно, выбрать конец — значит принять его обратно.
Конец коренной
Условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.
Конец ходовой
Условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Корма
Задняя оконечность судна.
Коса
Низкая и узкая полоса суши, идущая от берега в сторону моря.
Коуш
Металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
Кранец
Обрубок дерева или грубая подушка, набитая мягкой пробкой и оплетенная растительным тросом, свешиваемая за борт для предохранения корпуса судна от трения о причал или другое судно.
Крен
Наклон судна на бок, измеряется в градусах дуги инструментом, называемым кренометром.
Кренгельс
Кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы вделываются в шкаторины парусов для ввязывания галсов и шкотов при взятии рифов.
Круче держать
Держать ближе к направлению ветра.
Курс судна
Горизонтальный угол между северной частью меридиана и дп судна по направлению его движения.
Курсовой угол
Горизонтальный угол между носовой частью дп судна и направлением на какой-либо предмет (др. Судно, маяк и т.п.). Курсовой угол отсчитывается от 0 до 180° по правому и левому борту. Говорят, что предмет находится на траверзе судна, если курсовой угол составляет 90° правого или левого борта.
Лавировать
Двигаться вперед зигзагами против ветра.
Лаг
1) инструмент для измерения пройденного расстояния в скорости хода; 2) борт корабля. Например, отшвартоваться лагом (т.е. Боком) к пристани, к другому судну, приткнуться всем лагом к отмели.
|
|
Левентик
Положение парусов, когда они не надуты и трепещут от дующего им в кромки ветра.
Лежать в дрейфе
Остановить ход судна и держаться на месте, не отдавая якоря, расположив соответствующим образом паруса или маневрируя машинами.
Лейка
Деревянный или пластмассовый черпак для откачивания воды из шлюпки.