Определение объёма внимания на словесном материале (прямой метод).
ОПЫТ 23 (стр. 118, Щербаков)
Определение объёма внимания на цифровом материале (косвенный метод)
Распределение внимания —одновременное успешное выполнение двух и более видов деятельности.
Высокий уровень распределения внимания — обязательное условие успешного выполнения многих видов деятельности: в работе операторов, водителей, педагогов.
Распределение внимания зависит от ряда условий:
- сложно совмещать два вида умственной деятельности,
- успешно распределение внимания при выполнении двигательной и умственной деятельности,
- основным условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из видов деятельности.
Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью, может быть развито путем упражнения и накопления навыков.
ОПЫТ 24 (стр.59, Петровский)
Исследовать особенность распределения внимания методом корректурной пробы.
Устойчивость внимания — длительное сосредоточение на объекте или явлении.
|
|
Показатель устойчивости — высокая продуктивность деятельности в течение длительного периода времени.
Условия сохранения длительного сосредоточения внимания:
- изменчивость, подвижность объекта внимания, так как все однообразное снижает внимание;
- увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность. Сложность должна быть оптимальна, в противном случае наступает утомление и ослабление сосредоточения.
- интерес к деятельности: чем она больше увлекает, тем длительнее сосредоточение;
- осознание важности, значимости выполняемой работы,
- активность личности (внешняя – практические действия с объектами, внутренняя – решение мыслительных задач, требующих сосредоточения);
- постановка задач и, их решение;
- выделение новых свойств, качеств объекта;
- раскрытие содержания, установление связей.
Устойчивость внимания не означает статичность, а связано с динамическими характеристиками внимания.
ОПЫТ 25 (стр.54 Петровский)
Изучить устойчивость и распределение внимания.
Концентраци я внимания — способность субъекта сохранять сосредоточенность внимание при наличии помех.
Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех.
ОПЫТ 26 (стр.122 Щербаков)
Изучить концентрацию слухового внимания.
Переключение внимания — преднамеренный переход от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.
Показатели переключения внимания:
- время, затраченное на переход от одной деятельности к другой;
- продуктивность работы — объем работы или время выполнения определенного по объему материала, по сравнению с деятельностью без переключения внимания;
|
|
- качество и точность работы (её безошибочность или наличие ошибок, обусловленных переключением).
Переключение бывает:
--полное, завершённое
--неполное, незавершённое.
При неполном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. Тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфики старой.
Успешность переключения зависит от ряда условий:
1. Переключение связано с особенностями предыдущей и последующей деятельности:
- снижается успешность при переходе от лёгкой деятельности к трудной;
- чем интереснее предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение;
- переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая;
- при глубоком сосредоточении на предыдущей деятельности переключение достигается с большим трудом.
2. Переключение зависит от правильно поставленной цели новой деятельности, её ясностью и четкостью.
3. Переключение зависит от индивидуальных особенностей (некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует длительного времени и затраты значительных усилий). Это связано с особенностями нервных процессов.
4. Рациональное переключение внимания в учебном процессе (смена различных учебных предметов в течение школьного дня, последовательность в изучении материала, смена видов и форм активности учащихся) для поддержания необходимого уровня работоспособности.
Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение.
Отвлечение внимания — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для успешного выполнения деятельности.