Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Один за всех и все за одного.
Один в поле не воин.
Старый друг лучше новых двух.
Один ученик – ученик, а пять – группа.
Рубль наживает, а два проживает.
Тема 2: | Сочетаемость числительных с существительными |
2.1. | Числительные один,одна, одно, одни. Сочетания их с существительными |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
1. Числительное один изменяется по родам: один час, один урок, одна книга, одна тетрадь, одно кольцо, одно здание.
2. Числительное один имеет форму множественного числа для счёта существительных, употребляющихся только во множественном числе: одни ножницы, одни ворота, одни часы, одни очки, одни туфли, одни ботинки, одни брюки, одни кроссовки, одни лыжи, одни коньки.
ЗАДАНИЕ 1. Запишите словосочетания с числительными один, одна, одно, одни.
а) | (1)__________книга, (1)__________окно, (1)__________вход, (1)_________дверь, (1)________статья, (1)________брюки, (1)________кресло, (1)________сын, (1)________дочь, (1)________брат, (1)________сестра, (1)________студентка, (1)________месяц, (1)________неделя, (1)________раз,(1)________студент, (1)________кольцо, (1)________тетрадь, (1)________часы, (1)________день. |
б) | 21__________________________ студент. 41___________________________студентка. 31___________________________лыжи. 51___________________________урок. 61___________________________год. 91___________________________школа. 301__________________________ученик. 441__________________________ученица. 671__________________________житель. 101__________________________университет. 681____________________________________преподаватель. |
ЗАДАНИЕ 2. Вместо точек вставьте числительные один, одна, одно, одни в нужном роде и числе.
1. В нашем учебном корпусе не ………. вход, но часто бывает открыта только ………. дверь. 2. В общежитии этого университета ………. библиотека и ………. читальный зал. 3. В коридоре было довольно темно, так как его освещало только ………. окно. 4. В семье моей подруги был ………. сын и ………. дочь. 5. ………. студентка из нашей группы болела ………. месяц. 6. Лётчик-космонавт Юрий Гагарин облетел земной шар ………. раз. 7. На полу лежат ………. лыжи и ………. коньки.
2.2. | Числительные два, две, три, четыре. Сочетания их с существительными |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Числительное два сочетается с существительнымимужского и среднего рода, например: два стола, два письма; числительное две – с существительными женского рода,например: две книги. Числительные три, четыре сочетаются с существительными мужского, женского и среднего рода.
ЗАДАНИЕ 3. Составьте и запишите словосочетания с числительными два, две, три, четыре.
А)
- два _____________________________________________ (стул, окно, шкаф, портфель);
- три___________________________________________ (яблоко, апельсин, лимон, кольцо);
- четыре ___________________________________________ (стакан, нож, блюдце, чайник);
- две ________________________________________________ (лампа, дверь, сумка, куртка);
- три ____________________________________________ (груша, картошка, свёкла, слива);
- четыре____________________________________________ (чашка, ложка, вилка, рюмка).
Б)
- тридцать два _______________________________________________________ (студент, преподаватель, стажёр, окно);
- двадцать три _________________________________________ (море, город, район, озеро);
- сорок четыре ________________________________________ (рубль, доллар, юань, фунт).
ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте и запишите словосочетания с числительными два, две, три, четыре.
а) | 2 (шапка)______________, 3 (куртка) ______________, 4 (платок), _________________, 2 (шарф)______________, 2 (свитер) ________________, 3 (шляпа) _________________, 2 (перчатка) _______________, 4 (кофта)______________, 2 (платье) _______________, 3 (блузка) _______________, 2 (рубашка) ____________, 3 (юбка) __________________, 2 (пальто)_____________________. |
б) | 22 (ученик)___________________________________________________, 22 (ученица)__________________________________________________, 22 (учитель)__________________________________________________, 22 (учительница)______________________________________________, 53 (школа)____________________________________________________, 53 (институт)_________________________________________________, 53 (университет)_______________________________________________, 53 (училище)__________________________________________________, 53 (колледж)___________________________________________________, 74 (студент)___________________________________________________, 74 (студентка)_________________________________________________, 74 (преподаватель)_____________________________________________, 23 (лаборант)__________________________________________________, 23 (секретарь)__________________________________________________, 23 (врач)______________________________________________________. |
2.3. | Числительные пять, шесть – двадцать – девяносто, сто, тысяча,миллион, миллиард. Сочетание их с существительными |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Числительные пять, шесть – двадцать – девяносто, сто, тысяча, миллион, миллиард в им. и вин. п. сочетаются с существительными в форме род. п. мн.ч.: пять столов, шесть стульев; семь студентов, восемь студенток; двенадцать месяцев, десять морей, двадцать окон, двадцать восемь улиц, сто тридцать зданий, двести двадцать учебников, тысяча книг, миллион вопросов, миллиард рублей.
ЗАДАНИЕ 5. Раскройте скобки. Напишите существительное в нужной форме.
1. Семь ________________ (здание). 2. Пять ________________ (звезда). 3. Двадцать ________________ (книга). 4. Шесть ________________ (друг). 5. Двадцать пять ________________ (день). 6. Одиннадцать ________________ (продавец). 7. Семьдесят ________________ (компьютер). | 8. Тридцать ________________ (телевизор). 9. Десять ________________ (группа). 10.Сто ________________ (дерево). 11.Тысяча ________________ (студент). 12.Миллион ________________ (рубль). 13.Миллиард ________________ (доллар). 14.Сто пятьдесят ________________ (стул). |