Журавлева О.И.
Зарубежная музыка XX – начала ХХI века
Учебное пособие-конспект для студентов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |
Глава I | Европейская художественная культура XX столетия. Основные эстетико-стилевые тенденции. | 6 |
Глава II | Импрессионизм. Эстетика. Живописная техника. Импрессионизм в музыкальном искусстве. | 9 |
Глава III | Импрессионизм в фортепианном и оркестровом стиле Равеля и Дебюсси. | 12 |
Глава IV | О музыкальной сонорике | 15 |
Глава V | Символизм. Эстетика. Поэтический символизм. Символизм в живописи. | 17 |
Глава VI | Символизм в музыке К. Дебюсси. Опера «Пеллеас и Мелизанда». Тенденции символизма в фортепианных и вокальных миниатюрах Дебюсси. | 19 |
Глава VII | Постромантические и предэкспрессионистские тенденции. Творчество Р. Штрауса. «Домашняя симфония» Р. Штрауса | 21 |
Глава VIII | Поздний романтизм. Г. Малер. Концепции симфонизма Г. Малера. Первая симфония. | 24 |
Глава XI | Веризм. Натурализм. Р. Леонкавалло. Опера «Паяцы». Дж. Пуччини. Опера «Богема». | 27 |
Глава X | Фовизм. Фовизм в изобразительном искусстве и литературе. Фовизм в музыке. | 31 |
Глава XI | Экспрессионизм. Эстетика. Стилистика. Выразительные средства живописи. Выразительные средства музыки. А. Берг. Опера «Воццек». | 33 |
Глава XII | Абстракционизм. Конструктивизм. Тенденции конструктивизма в музыке. Серийная техника. Додекафонная система А. Шенберга. | 37 |
Глава XIII | А. Веберн. Тотальная серийность, Структурализм, Пуантализм. Стохастическая музыка. Электронная музыка. | 40 |
Глава XIV | Футуризм. Урбанизм. Кубизм. Дадаизм. Дадаизм и урбанизм в музыке Э.Сати. Французские композиторы «группы Шести» | 42 |
Глава XV | Конкретная музыка. Хэппенинг. Кинетическое искусство. | 48 |
Глава XVI | Сюрреализм. Гиперреализм. Алеаторика | 50 |
Глава XVII | Неоклассицизм в живописи, литературе, театре. | 52 |
Неоклассицизм в музыке. Ф. Пуленк. «Утренняя серенада». И. Стравинский. Балет «Аполлон Мусагет» | ||
Список рекомендуемой литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие по зарубежной музыке XX века базируется на принципе широкого освещения системы важнейших стилевых течений в искусстве. Ограничиться рамками собственно музыки при таком подходе невозможно, так как различные виды искусства (литература, живопись, музыка) в этот период истории связаны друг с другом теснее, чем когда-либо. Причем, все новые тенденции и стили, как правило, возникали первоначально в живописи или литературе и лишь потом - в музыке.
Сложная система полистилистики в искусстве XX века - как одна из заглавных тенденций - требует тщательного изучения и глубокого анализа. Необходима широкая культурологическая аргументация. В данном учебном пособии сделана попытка охватить в целостном виде заглавные явления зарубежной музыки в контексте ведущих художественных тенденции эпохи, проследить взаимосвязи между стилями, их преемственность. Так, течения авангарда второй половины столетия рассматриваются в непосредственных аналогиях со стилевыми направлениями первой половины века (импрессионизм - сонористика; экспрессионизм - сюрреализм, алеаторика; футуризм, дадаизм - конкретная музыка и т.д.). Задача, поставленная в работе - выявить причинно-следственную преемственность этих исторических «перекличек», сходство тенденций, обусловленных мироощущением эпохи. В результате возникает целостная картина: ходожественно-историческая панорама развития искусства XX века.
Рубежный период (конец XIX - начало XX веков) также получает здесь освещение, так как согласно существующим в музыкознании периодизациям, музыка рубежа ХIХ-ХХ столетий рассматривается как отправная веха всех новейших направлений и стилей.
В музыкальном колледже важно дать представление прежде всего о классике современного искусства (то есть о первой половине XX века), так как программы вузов требуют знания именно этого материала. Музыка второй половины XX века изучается более обстоятельно в вузовских спецкурсах. Тем не менее, в программе не оставлен без внимания раздел, касающийся искусства этого периода. Более того, избран такой принцип изложения материала, что каждое из «классических» течений дается непосредственно в сопоставлении с новыми явлениями авангарда. Таким образом, две крупнейшие линии авангарда (1910-е и 1920-е годы и период так называемого «большого» авангарда - вторая половина XX века) рассматриваются в их историческом контексте: формирование происходит в периоды вокруг двух мировых войн и существует непосредственная связь с потрясениями, спровоцировавшими эти стилевые «взрывы».
Многие крупные композиторы XX века, которые не принадлежат «официально» к какому-либо течению (например, Б. Барток), тем не менее,
фигурируют в тех или иных разделах работы в связи с тем, что на определенных этапах своего творчества они испытывали на себе влияние этих течений.
Монографический принцип изложения материала для этого курса, с его выходами на культуроведческий уровень обучения, представляется неприемлемым.
Тот метод, который положен в основу данного учебного пособия, является одним из наиболее перспективных для разнообразных новых систем обучения. Формирование широкообразованных специалистов гуманитарной направленности, с выходом на проблемы культурологии, эстетики и изучения явлений художественной культуры в комплексе - представляется важнейшей задачей, в XXI столетии.
Курс современной музыки должен рассматриваться в музыкальных колледжах как один из важнейших.
Цель данного курса - развить у будущих педагогов новое, нетрафаретное мышление, сформировать нравственные, духовные качества личности.
Система занятий в курсе современной музыки подразумевает следующие задачи:
1. Опрос проводится по определенной теме или группе тем, где суммируется материал нескольких занятий. Это дает возможность учащимся осмыслить, охватить весь материал целиком. Они располагают определенным количеством времени, чтобы познакомиться с дополнительной литературой и сделать самостоятельную работу, заданную преподавателем.
2. Формы опроса: письменная работа, устный опрос, доклад, музыкальная викторина, дискуссия, творческая работа. Отсутствие монографического принципа изучения материала компенсируется
самостоятельной работой учащихся с соответствующей литературой.
Форма доклада предназначена для того, чтобы познакомить учащихся с каким-либо произведением того или иного автора.
Устный опрос чаще всего связан с проблемными вопросами и подразумевает развитие мышления учащихся, формирование их собственных взглядов и представлений.
Дискуссия преследует ту же цель, и в то же время вопросы подбираются так, чтобы учащиеся продемонстрировали знание дополнительного материала, умение ориентироваться в нем.
Музыкальная викторина не только формирует знание конкретных произведений' современных авторов, но и помогает учащимся освоиться в непривычных для них системах организации музыкального материала, воспитать слуховую базу для восприятия музыки XX века.
Творческая работа - это попытка создать собственное музыкальное, а также литературное, живописное произведение на основе творческих принципов того или иного стиля. Например, написать додекафонную пьесу, нарисовать что-то в духе кубизма, сочинить дадаистское стихотворение.
Контрольный урок в конце года может проводиться в разных формах. Все они связаны с выявлением определенной суммы знаний, полученных в течение года. Это могут быть стилевые викторины по всем видам искусства, кроссворд, включающий в себя фамилии и термины, творческая работа и т.п.
Перечень произведений, предложенных для изучения в курсе современной музыки, могут варьироваться в зависимости от специфики той или иной группы. Характерная особенность данного учебного пособия, как учебника-конспекта, вызвана стремлением придать ему предельную информационную насыщенность.
Список рекомендованной литературы по всем видам искусства прилагается в конце учебного пособия.
Тематический план
№ | Название темы | Количеств о часов |
Седьмой семестр | ||
Тема 1 | Европейская художественная культура XX столетия. Основные эстетико-стилевые тенденции. | 2 |
Тема 2 | Импрессионизм. | 4 |
Тема 3 | О музыкальной сонорике. | 2 |
Тема 4 | Символизм. | 2 |
Тема 5 | Постромантические и предэкспрессионистские тенденции. | 2 |
Тема 6 | Веризм. Натурализм. | 4 |
Итого: | 16 | |
Восьмой семестр | ||
Тема 7 | Фовизм. | 2 |
Тема 8 | Экспрессионизм. | 2 |
Тема 9 | Абстракционизм. Конструктивизм. Серийная техника. Додекафонная система А. Шенберга. | 2 |
Тема 10 | Структурализм, Пуантализм. Стохастическая музыка. Электронная музыка. | 2 |
Тема 11 | Футуризм. Урбанизм. Кубизм. Дадаизм. | 2 |
Тема 12 | Конкретная музыка. Хэппенинг. Кинетическое искусство. | 2 |
Тема 13 | Сюрреализм. Гиперреализм. Алеаторика. | 2 |
Тема 14 | Неоклассицизм. | 5 |
Итого: | 35 |
Глава I. Европейская художественная культура XX столетия. Основные