Глава I. Европейская художественная культура XX столетия. Основные

Журавлева О.И.

Зарубежная музыка XX – начала ХХI века

Учебное пособие-конспект для студентов



СОДЕРЖАНИЕ

Введение   3
Глава I Европейская художественная культура XX столетия. Основные эстетико-стилевые тенденции. 6
Глава II Импрессионизм. Эстетика. Живописная техника. Импрессионизм в музыкальном искусстве. 9
Глава III Импрессионизм в фортепианном и оркестровом стиле Равеля и Дебюсси. 12
Глава IV О музыкальной сонорике 15
Глава V Символизм. Эстетика. Поэтический символизм. Символизм в живописи. 17
Глава VI Символизм в музыке К. Дебюсси. Опера «Пеллеас и Мелизанда». Тенденции символизма в фортепианных и вокальных миниатюрах Дебюсси. 19
Глава VII Постромантические и предэкспрессионистские тенденции. Творчество Р. Штрауса. «Домашняя симфония» Р. Штрауса 21
Глава VIII Поздний романтизм. Г. Малер. Концепции симфонизма Г. Малера. Первая симфония. 24
Глава XI Веризм. Натурализм. Р. Леонкавалло. Опера «Паяцы». Дж. Пуччини. Опера «Богема». 27
Глава X Фовизм. Фовизм в изобразительном искусстве и литературе. Фовизм в музыке. 31
Глава XI Экспрессионизм. Эстетика. Стилистика. Выразительные средства живописи. Выразительные средства музыки. А. Берг. Опера «Воццек». 33
Глава XII Абстракционизм. Конструктивизм. Тенденции конструктивизма в музыке. Серийная техника. Додекафонная система А. Шенберга. 37
Глава XIII А. Веберн. Тотальная серийность, Структурализм, Пуантализм. Стохастическая музыка. Электронная музыка. 40
Глава XIV Футуризм. Урбанизм. Кубизм. Дадаизм. Дадаизм и урбанизм в музыке Э.Сати. Французские композиторы «группы Шести» 42
Глава XV Конкретная музыка. Хэппенинг. Кинетическое искусство. 48
Глава XVI Сюрреализм. Гиперреализм. Алеаторика 50
Глава XVII Неоклассицизм в живописи, литературе, театре. 52
  Неоклассицизм в музыке. Ф. Пуленк. «Утренняя серенада». И. Стравинский. Балет «Аполлон Мусагет»  
  Список рекомендуемой литературы  

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие по зарубежной музыке XX века базируется на принципе широкого освещения системы важнейших стилевых течений в искусстве. Ограничиться рамками собственно музыки при таком подходе невозможно, так как различные виды искусства (литература, живопись, музыка) в этот период истории связаны друг с другом теснее, чем когда-либо. Причем, все новые тенденции и стили, как правило, возникали первоначально в живописи или литературе и лишь потом - в музыке.

Сложная система полистилистики в искусстве XX века - как одна из заглавных тенденций - требует тщательного изучения и глубокого анализа. Необходима широкая культурологическая аргументация. В данном учебном пособии сделана попытка охватить в целостном виде заглавные явления зарубежной музыки в контексте ведущих художественных тенденции эпохи, проследить взаимосвязи между стилями, их преемственность. Так, течения авангарда второй половины столетия рассматриваются в непосредственных аналогиях со стилевыми направлениями первой половины века (импрессионизм - сонористика; экспрессионизм - сюрреализм, алеаторика; футуризм, дадаизм - конкретная музыка и т.д.). Задача, поставленная в работе - выявить причинно-следственную преемственность этих исторических «перекличек», сходство тенденций, обусловленных мироощущением эпохи. В результате возникает целостная картина: ходожественно-историческая панорама развития искусства XX века.

Рубежный период (конец XIX - начало XX веков) также получает здесь освещение, так как согласно существующим в музыкознании периодизациям, музыка рубежа ХIХ-ХХ столетий рассматривается как отправная веха всех новейших направлений и стилей.

В музыкальном колледже важно дать представление прежде всего о классике современного искусства (то есть о первой половине XX века), так как программы вузов требуют знания именно этого материала. Музыка второй половины XX века изучается более обстоятельно в вузовских спецкурсах. Тем не менее, в программе не оставлен без внимания раздел, касающийся искусства этого периода. Более того, избран такой принцип изложения материала, что каждое из «классических» течений дается непосредственно в сопоставлении с новыми явлениями авангарда. Таким образом, две крупнейшие линии авангарда (1910-е и 1920-е годы и период так называемого «большого» авангарда - вторая половина XX века) рассматриваются в их историческом контексте: формирование происходит в периоды вокруг двух мировых войн и существует непосредственная связь с потрясениями, спровоцировавшими эти стилевые «взрывы».

Многие крупные композиторы XX века, которые не принадлежат «официально» к какому-либо течению (например, Б. Барток), тем не менее,

фигурируют в тех или иных разделах работы в связи с тем, что на определенных этапах своего творчества они испытывали на себе влияние этих течений.

Монографический принцип изложения материала для этого курса, с его выходами на культуроведческий уровень обучения, представляется неприемлемым.

Тот метод, который положен в основу данного учебного пособия, является одним из наиболее перспективных для разнообразных новых систем обучения. Формирование широкообразованных специалистов гуманитарной направленности, с выходом на проблемы культурологии, эстетики и изучения явлений художественной культуры в комплексе - представляется важнейшей задачей, в XXI столетии.

Курс современной музыки должен рассматриваться в музыкальных колледжах как один из важнейших.

Цель данного курса - развить у будущих педагогов новое, нетрафаретное мышление, сформировать нравственные, духовные качества личности.

Система занятий в курсе современной музыки подразумевает следующие задачи:

1. Опрос проводится по определенной теме или группе тем, где суммируется материал нескольких занятий. Это дает возможность учащимся осмыслить, охватить весь материал целиком. Они располагают определенным количеством времени, чтобы познакомиться с дополнительной литературой и сделать самостоятельную работу, заданную преподавателем.

2. Формы опроса: письменная работа, устный опрос, доклад, музыкальная викторина, дискуссия, творческая работа. Отсутствие монографического принципа изучения материала компенсируется

самостоятельной работой учащихся с соответствующей литературой.

Форма доклада предназначена для того, чтобы познакомить учащихся с каким-либо произведением того или иного автора.

Устный опрос чаще всего связан с проблемными вопросами и подразумевает развитие мышления учащихся, формирование их собственных взглядов и представлений.

Дискуссия преследует ту же цель, и в то же время вопросы подбираются так, чтобы учащиеся продемонстрировали знание дополнительного материала, умение ориентироваться в нем.

Музыкальная викторина не только формирует знание конкретных произведений' современных авторов, но и помогает учащимся освоиться в непривычных для них системах организации музыкального материала, воспитать слуховую базу для восприятия музыки XX века.

Творческая работа - это попытка создать собственное музыкальное, а также литературное, живописное произведение на основе творческих принципов того или иного стиля. Например, написать додекафонную пьесу, нарисовать что-то в духе кубизма, сочинить дадаистское стихотворение.

Контрольный урок в конце года может проводиться в разных формах. Все они связаны с выявлением определенной суммы знаний, полученных в течение года. Это могут быть стилевые викторины по всем видам искусства, кроссворд, включающий в себя фамилии и термины, творческая работа и т.п.

Перечень произведений, предложенных для изучения в курсе современной музыки, могут варьироваться в зависимости от специфики той или иной группы. Характерная особенность данного учебного пособия, как учебника-конспекта, вызвана стремлением придать ему предельную информационную насыщенность.

Список рекомендованной литературы по всем видам искусства прилагается в конце учебного пособия.

Тематический план

 

Название темы Количеств о часов
  Седьмой семестр  
Тема 1 Европейская художественная культура XX столетия. Основные эстетико-стилевые тенденции. 2
Тема 2 Импрессионизм. 4
Тема 3 О музыкальной сонорике. 2
Тема 4 Символизм. 2
Тема 5 Постромантические и предэкспрессионистские тенденции. 2
Тема 6 Веризм. Натурализм. 4
Итого:   16
  Восьмой семестр  
Тема 7 Фовизм. 2
Тема 8 Экспрессионизм. 2
Тема 9 Абстракционизм. Конструктивизм. Серийная техника. Додекафонная система А. Шенберга. 2
Тема 10 Структурализм, Пуантализм. Стохастическая музыка. Электронная музыка. 2
Тема 11 Футуризм. Урбанизм. Кубизм. Дадаизм. 2
Тема 12 Конкретная музыка. Хэппенинг. Кинетическое искусство. 2
Тема 13 Сюрреализм. Гиперреализм. Алеаторика. 2
Тема 14 Неоклассицизм. 5
Итого:   35

Глава I. Европейская художественная культура XX столетия. Основные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: