МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»
Факультет Архитектурный
Кафедра: "Градостроительство и ландшафтная архитектура"
"УТВЕРЖДАЮ":
Декан факультета
____ Х.А. Бенаи
«__» _______2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.13.01 «природные условия и ресурсы донбасса»
Направление подготовки ОПОП ВОбакалавриата 35.03.10 «Ландшафтная архитектура»
Год начала подготовки по учебному плану 2019г.
Квалификация (степень) выпускника "Бакалавр"
Форма обучения очная
Макеевка 2019 г.
Программу составил:
к.арх., доцент каф. «ГиЛА» Лобов И.М. ___________
(подпись)
Рецензент(ы):
к.т.н доцент Яковенко К.А. _________
(подпись)
ГОУ ВПО ДонНАСА, заведующий кафедрой городское
строительство и хозяйство
начальник управления градостроительства
и архитектуры администрации г. Донецка.
Ващинский С.Л. _________
(подпись)
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Донецка
Рабочая программа дисциплины " Природные условия и ресурсы Донбасса" разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОС ВПОпо направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень "Бакалавриат"). Утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от "29" октября 2018 г. № 927.
составлена на основании учебного плана:
35.03.10. «Ландшафтная архитектура», утверждённого Учёным советом ГОУ ВПО ДонНАСА 26.11.2018 г., протокол №3.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «Градостроительство и ландшафтная архитектура»
Протокол от "____" _____ 20_____ г., № ______
Срок действия программы: 2019-2024уч.гг.
Зав. кафедрой ГиЛА
д.арх., проф. Гайворонский Е.А. _____________
(подпись)
Одобрено советом (методической комиссией) архитектурного факультета,
протокол № ___ от " _____ " ______20_____ г.
Председатель УМК направления подготовки:
д.арх., профессорБенаи Х.А. _____________
_____________ (подпись)
Начальник учебной части:
к.гос.упр., доцент Сухина А.А. ____________
(подпись)
_____________________________________________________________________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
"Утверждаю":
Председатель УМК факультета д.арх., профессор Бенаи Х.А. ______________
(подпись)
"__" ___________ 2020 г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры "Градостроительство и ландшафтная архитектура"
Протокол от "__" _________ 2020 г., № __
Заведующий кафедрой: д.арх., профессор Гайворонский Е.А. _____________
(подпись)
____________________________________________________________________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
"Утверждаю":
Председатель УМК факультета д.арх., профессор Бенаи Х.А. ______________
(подпись)
"__" ___________ 2021 г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры "Градостроительство и ландшафтная архитектура"
Протокол от "__" _________ 2021 г., № __
Заведующий кафедрой: д.арх., профессор Гайворонский Е.А. _____________
(подпись) ____________________________________________________________________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
"Утверждаю":
Председатель УМК факультета д.арх., профессор Бенаи Х.А. ______________
(подпись)
"__" ___________ 2022 г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры "Градостроительство и ландшафтная архитектура"
Протокол от "__" _________ 2022 г., № __
Заведующий кафедрой: д.арх., профессор Гайворонский Е.А. _____________
(подпись) _____________________________________________________________________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
"Утверждаю":
Председатель УМК факультета д.арх., профессор Бенаи Х.А. ______________
(подпись)
"__" ___________ 2023 г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры "Градостроительство и ландшафтная архитектура"
Протокол от "__" _________ 2023 г., № __
Заведующий кафедрой: д.арх., профессор Гайворонский Е.А. _____________
(подпись)
_____________________________________________________________________
Содержание
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………... | 5 | |
1 | 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………. | 5 |
2 | 2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………. | 5 |
3 | 3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП…………………………… | 5 |
4 | 4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………… | 6 |
5 | 5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ………………………………………………………….. | 6 |
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………….. | 7 | |
6 | 1. ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………….. | 7 |
7 | 2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………. | 7 |
8 | 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………. | 10 |
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………. | 12 | |
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….. | 13 | |
9 | 1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………….. | 13 |
10 | 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)…………………………………………………………………………. | 14 |
V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА………………………………………………………… | 15 | |
11 | 1. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (РАБОТ)………………………………………….. | 15 |
12 | 2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………… | 15 |
13 | 3. ПРИМЕР БИЛЕТА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ…………………………. | 17 |
14 | Приложение 1……………………………………………………………………… | 18 |
15 | Приложение 2……………………………………………………………………… | 20 |
16 | ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ…………………………………………… | 21 |
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | |
Целью освоения дисциплины «Природные условия и ресурсы Донбасса» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать территориальное размещение природных ресурсов, выявлять закономерности их распространения и значение для развития экономики территории. | |
2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ | |
Курс лекций базируется на основных научных методиках, которыми являются наблюдение, анализ, синтез и эксперимент.
Основными задачами дисциплины являются: 1. знать актуальные проблемы ресурсного обеспечения и природно-ресурсной безопасности на глобальном и региональном уровнях; 2. уметь использоватьсовременные подходы к определению природно-ресурсного потенциала территории; 3. владеть методами исследования ПРП территории; методами анализа ПРП. | |
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП | |
Дисциплина «Природные условия и ресурсы Донбасса», относится к вариативной части дисциплине по выбору учебного плана Б1.В.ДВ.13.01. | |
3.1 | Требования к предварительной подготовке обучающихся: |
Дисциплина «Природные условия и ресурсы Донбасса» базируется на дисциплинах: Б1.Б.18 «Архитектурно – ландшафтное проектирование», Б1.Б.17 «Композиционно - ландшафтное моделирование и макетирование», Б1.Б.16 «Основы инженерной геодезии», Б1.Б.13 «Общая ботаника». | |
3.2 | Приобретённые компетенции после изучения предшествующих дисциплин: |
Для успешного освоения дисциплины «Природные условия и ресурсы Донбасса» студент должен: 1. способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); 2. способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); 3. пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки (ОПК-2); 4. способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-3); 5. способностью правильно и эффективно выполнять мероприятия по сохранению насаждений в интересах обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ПК-4); 6. готовностью участвовать в подготовке научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований в области ландшафтной архитектуры (ПК-14); | |
3.3 | Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: |
Результаты изучения дисциплины «Природные условия и ресурсы Донбасса» используются в таких дисциплинах как: Б.1.В.ДВ.12.02 «Рекультивация ландшафта недействующих промышленных предприятий», Б.1.В.ДВ.12.01 «Цветоводство», Б.1.В.ДВ.11.02 «Фитодизайн интерьеров», Б.1.В.ДВ.11.01 «Ландшафтная архитектура малого сада», Б.1.В.ДВ.10.01 «Основы тепличного хозяйства и питомниководства», Б.1.В.ДВ.08.01 «Реконструкция специализированных объектов ландшафтной архитектуры», Б.1.В.ДВ.01.02 «Организация и планирование производства работ на объектах ландшафтного строительства», Б1.В.15 «Региональные основы ландшафтного проектирования». | |
4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | |
В результате освоения дисциплины «Природные условия и ресурсы Донбасса» должны быть сформированы следующие компетенции: 1. (ОПК-2): понимание роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки. 2. (ПК-3): готовность реализовывать технологии выращивания посадочного материала: декоративных деревьев и кустарников, цветочных культур, газонов в открытом и закрытом грунте. | |
Общекультурная деятельность В результате освоения компетенции ОПК-2 студент должен: 1. Знать: - смысл и значения базисных понятий и категорий, которые являются основами научно-исследовательской деятельности в сфере проектирования и расчета строительных конструкций, зданий, сооружений, строительных технологий и т.п. 2. Уметь: - вести научно обоснованную профессиональную работу в строительной отрасли народного хозяйства. 3. Владеть: - способностью и готовностью ориентироваться в постановке задачи, применять знания о современных методах исследования, анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию. | |
Профессиональная деятельность производственно-технологическая деятельность: В результате освоения компетенции ПК-3 студент должен: 1. Знать: - способы и средства размножения растений; - основы выращивания цветочных травянистых растений; - регулирование жизнедеятельности растений. 2. Уметь: - рекомендовать приемы по регулированию режима питания; - выполнять различные технические операции по размножению растений. 3. Владеть: - методами регулирования условий микроклимата при выращивании растений в открытом и закрытом грунте. | |
5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ | |
Текущий контроль осуществляется лектором в соответствии с календарно-тематическим планом. Промежуточная аттестация вII семестре – экзамен. | |
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с "Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов при кредитно-модульной системе организации учебного процесса в Донбасской национальной академии строительства и архитектуры" (Приложение 1). |
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ | ||||||||||
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часа. Количество часов, выделяемых на контактную работу с преподавателем (лекции, практические занятия) и самостоятельную работу студента, определяется рабочим учебным планом (на основании базового учебного плана) и календарно-тематическим планом, которые разрабатываются и корректируются ежегодно. | ||||||||||
2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ | ||||||||||
№ | Наименование разделов и тем (содержание) | Сем./ Курс | Час. | Компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии | ||||
Раздел 1. Основы биологии и экологии древесных растений | ||||||||||
1 | Тема 1: «Географическое положение Донбасса и его влияние на формирование природных ресурсов».Географическое положение Донбасса: координаты, площадь территории, место на континенте. Широта места и климатические особенности. | II / 1 | 2 | ОПК-2 ПК-3
| 1. Знать: - способы и средства размножения растений; - основы выращивания цветочных травянистых растений; - регулирование жизнедеятельности растений; - последствия воздействия антропогенных факторов на состояние урбо-экосистем; 2. Уметь: - рекомендовать приемы по регулированию режима питания; - выполнять различные технические операции по размножению растений; - устанавливать близкие и последствия воздействия антропогенных факторов на урбо-экосистемы; 3. Владеть: - методами регулирования условий микроклимата при выращивании растений в открытом и закрытом грунте; - навыками установления последствий воздействия антропогенных факторов на урбо-экосистемы. | Л, СР | ||||
2 | Тема 2: «Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов». Этапы формирования территории Донбасса. История формирования рельефа Донбасса как фактора формирования полезных ископаемых. Геологическое строение территории Донбасса и формирование минерально-сырьевых ресурсов. | II / 1 | 2 | ОПК-2 ПК-3
| Л, СР | |||||
3 | Тема 3: «Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Донбассе». Уголь: происхождение, добыча, проблемы, связанные с отходами. Основная ценность недр края, проблемы связанные с углеводородами. Минерально-сырьевые ресурсы. Истощение запасов полезных ископаемых. Поваренная соль и условия ее формирования на территории Донбасса. Виды строительных материалов: условия их формирования и залегания на Донбассе. Строительный камень: формы залегания, добыча, применение. Пески как природные ресурсы, их добыча и использование. Залежи глин: добыча, применение. гравийные смеси: происхождение, формы залегания, добыча, применение. | II / 1 | 2 | ОПК-2 ПК-3
| Л, СР | |||||
4 | Тема 4: «Земельные и почвенные Ресурсы». Структура земельного фонда территории края и потенциал. Основные формы использования земельных ресурсов. Почвенно-земельные ресурсы. Почвы Донбасса. Экономическое, естественное, искусственное плодородия. Нарушенные земли: причины и методы улучшения земель. | II / 1 | 4 | ОПК-2 ПК-3
| Л, СР | |||||
5 | Тема 5: «Климатические ресурсы». Климатические и агроклиматические ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Биоклиматические ресурсы Донбасса. Комплексное воздействие метеорологических элементов на организм человека. | II / 1 | 2 | ОПК-2 ПК-3
| Л, СР | |||||
6 | Тема 6: «Биологические ресурсы».Биологические ресурсы. Растительные ресурсы. Классификации растительного сырья: по происхождению, по видам хозяйственного использования. Лесные ресурсы Донбасса: распространение, использование, проблемы восстановления. Ресурсы лекарственных растений на Донбассе. Ресурсы животного мира. Животные лесостепей, степей. Охотничье-промысловые ресурсы Донбасса. Экологические проблемы ресурсов животного мира. Гидроминеральные ресурсы. Обводненность Донбасса. Обеспеченность водными ресурсами. Оценка водных ресурсов: для гидроэнергетики, сельскохозяйственного использования, бытового и промышленного потребления, питьевого водопотребления, курортно-рекреационного использования. Месторождения подземных вод на территории Донбасса. | II / 1 | 2 | ОПК-2 ПК-3
| Л, СР | |||||
7 | Тема 7: «Туристско-рекреационные ресурсы». Памятники природы Донбасса. Историко-культурное наследие и его место в природных комплексах края для формирования культурного ландшафта. Природно-исторический и культурно- археологический музей-заповедник «Саур-могила»… | II / 1 | 2 | ОПК-2 ПК-3
| Л, СР | |||||
8 | Тема 8: «Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Донбасса». Проблемы сохранения ресурсов плодородия. Сохранение и рациональное использование пресных вод. Экономические условия сохранения биоразнообразия. Мероприятия по сохранению биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории Донбасса. Красная книга Донбасса. | II / 2 | 2 | ОПК-2 ПК-3 | Л, СР | |||||
Итого: | 18 | лекции – 18; самостоятельная работа – 18; | ||||||||
Практические занятия | ||||||||||
9 | Тема 1: «Географическое положение Донбасса и его влияние на формирование природных ресурсов ». (Работа в группах) | II / 2 | 4 | ОПК-2 ПК-3
| 1. Знать: - способы и средства размножения растений; - основы выращивания цветочных травянистых растений; - регулирование жизнедеятельности растений; - последствия воздействия антропогенных факторов на состояние урбо-экосистем; 2. Уметь: - рекомендовать приемы по регулированию режима питания; - выполнять различные технические операции по размножению растений; - устанавливать близкие и последствия воздействия антропогенных факторов на урбо-экосистемы; 3. Владеть: - методами регулирования условий микроклимата при выращивании растений в открытом и закрытом грунте; - навыками установления последствий воздействия антропогенных факторов на урбо-экосистемы. | Пр | ||||
10 | Тема 2: «Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов (Построение ландшафтного профиля ключевого участка) | II / 2 | 6 | ОПК-2 ПК-3
| Пр | |||||
11 | Тема 3: Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Донбассе (Семинар-дискуссия) | II / 2 | 4 | ОПК-2 ПК-3
| Пр | |||||
12 | Тема 4: «Земельные и почвенные ресурсы». (Семинар-дискуссия)
| II / 2 | 6 | ОПК-2 ПК-3
| Пр | |||||
13 | Тема 5: «Климатические ресурсы» (Семинар-дебаты) | II / 2 | 6 | ОПК-2 ПК-3
| Пр | |||||
14 | Тема 6: «Биологические ресурсы». (Экскурсия с элементами исследования) | II / 2 | 6 | ОПК-2 ПК-3
| Пр | |||||
15 | Тема 7: «Туристско-рекреационные ресурсы». (Экскурсия в Краеведческий музей) | II / 2 | 8 | ОПК-2 ПК-3
| Пр | |||||
16 | Тема 8: «Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Донбасса». (Семинар-конференция) | II / 2 | 8 | ОПК-2 ПК-3
| Пр | |||||
17 | Тема 9: «Альтернативные источники энергии». (Семинар-конференция) | II / 2 | 2 | ОПК-2 ПК-3
| Пр | |||||
18 | Тема 10: «Оценка природно-ресурсного потенциала территории». (Семинар-конференция) | II / 2 | 4 | ОПК-2 ПК-3
| Пр | |||||
Итого: | 54 | практические занятия –54 | ||||||||
Всего: | 108 | Лекции –18; самостоятельная работа – 18; практические занятия – 54; контроль – 18. | ||||||||
3. Обеспечение содержания дисциплины | ||||||||||
№ | Наименование разделов и тем | Литература | ||||||||
1 | Тема 1: «Географическое положение Донбасса и его влияние на формирование природных ресурсов».Географическое положение Донбасса: координаты, площадь территории, место на континенте. Широта места и климатические особенности. |
О-1,О-2, Д-1, М-1, М-2
О-1,О-2, Д-1, М-1, М-2
О-1,О-2, Д-1, М-1, М-2 | ||||||||
2 | Тема 2: «Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов». Этапы формирования территории Донбасса. История формирования рельефа Донбасса как фактора формирования полезных ископаемых. Геологическое строение территории Донбасса и формирование минерально-сырьевых ресурсов. | |||||||||
3 | Тема 3: «Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Донбассе».Уголь: происхождение, добыча, проблемы, связанные с отходами. Основная ценность недр края, проблемы связанные с углеводородами. Минерально-сырьевые ресурсы. Истощение запасов полезных ископаемых. Поваренная соль и условия ее формирования на территории Донбасса. Виды строительных материалов: условия их формирования и залегания на Донбассе. Строительный камень: формы залегания, добыча, применение. Пески как природные ресурсы, их добыча и использование. Залежи глин: добыча, применение.гравийные смеси: происхождение, формы залегания, добыча, применение. | |||||||||
4 | Тема 4: «Земельные и почвенные Ресурсы». Структура земельного фонда территории края и потенциал. Основные формы использования земельных ресурсов. Почвенно-земельные ресурсы. Почвы Донбасса. Экономическое, естественное, искусственное плодородия. Нарушенные земли: причины и методы улучшения земель. | |||||||||
5 | Тема 5: «Климатические ресурсы». Климатические и агроклиматические ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Биоклиматические ресурсы Донбасса. Комплексное воздействие метеорологических элементов на организм человека. | |||||||||
6 | Тема 6: «Биологические ресурсы».Биологические ресурсы. Растительные ресурсы. Классификации растительного сырья: по происхождению, по видам хозяйственного использования. Лесные ресурсы Донбасса: распространение, использование, проблемы восстановления. Ресурсы лекарственных растений на Донбассе. Ресурсы животного мира. Животные лесостепей, степей. Охотничье-промысловые ресурсы Донбасса. Экологические проблемы ресурсов животного мира. Гидроминеральные ресурсы. Обводненность Донбасса. Обеспеченность водными ресурсами. Оценка водных ресурсов: для гидроэнергетики, сельскохозяйственного использования, бытового и промышленного потребления, питьевого водопотребления, курортно-рекреационного использования. Месторождения подземных вод на территории Донбасса. | |||||||||
7 | Тема 7: «Туристско-рекреационные ресурсы». Памятники природы Донбасса. Историко-культурное наследие и его место в природных комплексах края для формирования культурного ландшафта. Природно-исторический и культурно- археологический музей-заповедник «Саур-могила»…
| |||||||||
8 | Тема 8: «Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Донбасса». Проблемы сохранения ресурсов плодородия. Сохранение и рациональное использование пресных вод. Экономические условия сохранения биоразнообразия. Мероприятия по сохранению биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории Донбасса. Красная книга Донбасса. | |||||||||
9 | Тема 1: «Географическое положение Донбасса и его влияние на формирование природных ресурсов ». (Работа в группах) | |||||||||
10 | Тема 2: «Геологическое строение и рельеф территории края как условие формирования минерально-сырьевых ресурсов (Построение ландшафтного профиля ключевого участка) | |||||||||
11 | Тема 3: Рудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые, нефть, природный газ на Донбассе (Семинар-дискуссия) | |||||||||
12 | Тема 4: «Земельные и почвенные ресурсы». (Семинар-дискуссия) | |||||||||
13 | Тема 5: «Климатические ресурсы» (Семинар-дебаты) | |||||||||
14 | Тема 6: «Биологические ресурсы». (Экскурсия с элементами исследования) | |||||||||
15 | Тема 7: «Туристско-рекреационные ресурсы». (Экскурсия в Краеведческий музей) | |||||||||
16 | Тема 8: «Проблемы сохранения природно-ресурсного потенциала на территории Донбасса». (Семинар-конференция) | |||||||||
17 | Тема 9: «Альтернативные источники энергии». (Семинар-конференция) | |||||||||
18 | Тема 10: «Оценка природно-ресурсного потенциала территории». (Семинар-конференция) | |||||||||