Система управления организации

Тема. Управление персоналом как особый вид профессиональной деятельности (ПК -)

1. История становления и развития кадровых служб орга­низации.

2. Современные кадровые службы: цели, функ­ции*, структура, персонал. (Основные цели и направления деятельности службы управления персоналом.

3. Месторасположение службы управления персоналом в организации.

 

Управление персоналом – это:

-деятельность, выполняемая в организации, способствующая наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей;

-область организационного менеджмента, направленная на максимально эффективное использование работников для достижения общих, частных и индивидуальных целей в пределах рассматриваемой организации;

-создание организации, работающей на принципах сотрудничества, в которой оптимально сочетается движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям;

-комплексная прикладная наука об организационно-управленческих, технических, правовых, групповых, личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал для достижения целей организации.

Совокупность объектов управления персоналом:

¾ персонал (ключевой объект системы УП);

¾ отдельный работник (личность);

¾ претенденты, рекруты и кадровый резерв;

¾ центры занятости (полезны специалистам по УП из-за огромных объемов баз данных);

¾ СМИ (выступают в роли объектов УП в случае, если организация решила искать персонал собственными силами и ресурсами).

 

Субъекты управления персоналом:

-руководители различных уровней, выполняющие функции по управлению персоналом, а также специалисты кадровой службы;

-организация как целостный трудовой коллектив.

 

Предмет науки УП – основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей (группы, коллективы, организации в целом) в процессе труда.

ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Для успешного управления персоналом следует учитывать следующие факторы:

Организационно-экономические

Связаны с разделением и организацией труда, организационно-правовой формой организации, ее организационной структуры, размером системы коммуникации, организацией производства, экономическим состоянием, структурой себестоимости продукции и т.д.

Эти факторы изучаются в комплексе экономических наук и науки управления (организация труда и производства, нормирование, экономика труда);

Административно-управленческие факторы

Связаны с административными методами управления, особенностями реализации функций управления, комплексом нормативных и директивных актов, определяющих обязанности, права, соответствие законам, иерархию системы. Эти факторы исследуются наукой управления (менеджментом, деловым администрированием).

Технико-технологические факторы

Представляют особенности взаимодействия людей с техникой, воздействие техники на психическое состояние работников, их отношение к труду. Этими проблемами занимаются эргономика, организация труда, психология труда и инженерная психология.

Правовые факторы

Связаны с применением современного законодательства о труде, условиях труда, трудовых отношениях. Эти факторы лежат в компетенции науки юриспруденции, органов власти.

Групповые факторы

Исследуют процесс социализации личности, ее потребности быть в группе, играть социальную роль. Групповые факторы находятся в центре внимания социологии и социальной психологии.

Личностные факторы

Отражают системную сущность личности человека, его уникальность и изучаются психологией.

Система управления организации

В системе управления организации выделяются 4 уровня управления: стратегический, тактический, оперативный и операционный. Каждый уровень характеризуется своим горизонтом планирования и периодичностью контроля:

· стратегический уровень – планирование на период от 5 лет, контроль не реже 1 раза в год

· тактический уровень – планирование на период от 1 до 5 лет, контроль не реже 1 раза в квартал

· оперативный уровень – планирование на период от 3 месяцев до 1 года, контроль не реже 1 раза в месяц

· операционный уровень – планирование на период от 1 дня до 3 месяцев, контроль не реже 1 раза в неделю

Схематичное изображение модели проектно-ориентированной системы управления организации см. ниже:
На стратегичеcком уровне выделяется стратегическое управление, на тактическом — управление портфелями и программами проектов, на оперативном — управление проектами и процессами и на операционном уровне — операционное управление.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: