На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах. Этим узлом лисель пришнуро-вывался штертами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.
Фаловый узел (рис. 57).
Рис. 57. Фаловый узел
На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался «грот-марсель» на грот-мачте или «фор-марсель» на фок-мачте. Снасти, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса -фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фа-ловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.
Щучий узел (рис. 58).
Он так же, как и два предыдущих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фало-вого узла.
Рис. 58. Щучий узел Рис. 59. Верблюжий узел
Верблюжий узел (рис. 59).
Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удивительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.
Стопорный узел (рис. 60).