Правовые средства, применяемые прокурором при осуществлении деятельности по надзору за соблюдением Конституции, исполнением законов и законностью правовых актов по целевому назначению, классифицируются на две группы:
- средства выявления нарушений закона;
- средства реагирования на нарушения закона, включая средства превентивного действия.
Средством выявления нарушений законов являются прокурорские проверки. Применительно к данному направлению прокурорского надзора это комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на выявление и предупреждение нарушений Конституции РФ, действующих на территории РФ законов, а также выявлению незаконных правовых актов, изданных поднадзорными органам прокуратуры объектами и субъектами, установлению причин и условий, способствующих выявленным нарушениям закона, а также виновных лиц.
Указанные проверки имею свою специфику:
Во-первых, данная проверка относится к надзорным поскольку прокуратурой проверяются поднадзорный данным органам объекты и субъекты. Следовательно, требования прокурора, адресованные указанным субъектам в актах прокурорского реагирования, носят императивный характер.
|
|
Во-вторых, предметом прокурорской проверки является соответствие Конституции РФ и действующим на территории РФ деятельность поднадзорных объектов и субъектов, а также законность издаваемых ими правовых актов.
В-третьих, проверка может быть проведена лишь на основании поступивших в прокуратуру сведений о нарушении закона.
В-четвертых, недопустимо вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов и подмены собой государственных органов
Поводом проведения в данном ненадзорном направлении прокурорской деятельности по обеспечению исполнения закона проверки могут быть любые, полученные прокурором, сведения о нарушении закона.
Виды проверок. По функциональному признаку проверки в данном направлении прокурорского надзора относятся к надзорным проверкам. По критериям классификации (повод проверки, объем, субъекты целевое назначение и т.д.) проверки подразделяются на:
-проводимые по сигналам и по инициативе самих прокуроров;
- целевые и широкие;
- на специфические прокурорские, смешанные и ведомственные;
- проводимые в единичном органе и нескольких органах одновременно;
-основные и контрольные и некоторые другие.
Структура проверки Прокурорская проверка в данном направлении деятельности прокуратуры имеет определенную структуру, обусловленную видом проверки и состоит из трех этапов.
|
|
Первый этап - предпроверочный, подготовительный. На этом этапе проверяющий прокурор анализирует состояние законности на проверяемом объекте, изучает действующее законодательство, которой он намерен проверить, планирует место и время проведения проверки, участников проверочных действий, принимает меры к тому, чтобы все участники проверки находились к началу проверки на местах.
Второй этап - это сами проверочные действия. На этом этапе прокурор истребует и исследует документацию, обследует территории и помещения, вызывает и опрашивает должностных и иных лиц, истребует объяснения и заключения специалистов, с целью выявления нарушений закона, причин и условий нарушений и виновных лиц.
Третий этап - постпроверочные действия. На этом этапе прокурор тщательно изучает собранные материалы проверки и на их основании готовит акты прокурорского реагирования и другие средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Затем реализует их и надзирает за исполнением требований прокурора, содержащихся в актах прокурорского реагирования, сроках рассмотрения актов и принятых мерах.
Средства прокурорского реагирования. При выявления органами прокуратуры нарушений, допущенных поднадзорными объектами и субъектами Конституции РФ, исполнения законов РФ действующих на территории РФ или изданных ими незаконных правовых актов прокурор применяет соответствующие средства прокурорского реагирования, (вносит акты прокурорского реагирования -протест (ст. 23 и 28 Закона о прокуратуре), представление (ст. 24, 28 Закона о прокуратуре) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст.25 Закона о прокуратуре), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре) и требование прокурора об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1 Закона о прокуратуре).
В случае, выявления нарушений закона о противодействии экстремистской деятельности прокурор применяет правовые средства, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г. № 236-ФЗ) «О противодействии экстремистской деятельности». К ним относятся:
-предупреждение прокурора о недопустимости экстремистской деятельности;
-решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения (оно предшествует заявлению прокурора, которое подается в соответствующий суд;
- заявление прокурора о его ликвидации или запрете его деятельности;