Как экспрессионизм отдельные музыковеды описывают поздние симфонии Малера, ранние вещи Бартока и некоторые работы Рихарда Штраусса. Однако чаще всего этот термин применяют к композиторам новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн) во главе с Арнольдом Шёнбергом. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским — идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Двух мастеров сближало понимание
того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами.
Музыка экспрессионистов воплотила в себе трагическое видение мира, порождённое столкновением высоких духовных устремлений с реалиями мировых войн. Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших компо-зиторов современности, как, например, Л.Даллапиккола и К. Пендерецкого.
«Нововенская» школа.
Ее глава А.Шенберг (1874-1951) - представитель экспрессионизма в музыке, создатель метода и техники додекафонного письма. Ранние сочинения («Просветленная ночь», «Пеллеас и Мелизанда», «Песни Гурре») - влияния позднего романтизма. Поворот к атонализму в фортепианных пьесах ор.11 и 19, к символистски- экспрессионистским образам и сюжетам (одноактные драмы «Ожидание» и «Счастливая рука»). «Лунный Пьеро» - новая трактовка инструментального ансамбля, прием Sprechstimme.
Додекафония в ряде камерных сочинений ор.23-31. Произведения американского периода, «Уцелевший из Варшавы». Религиозная тематика в поздних сочинениях. А.Берг (1885-1935), гуманистическая направленность его творчества. Опера «Воццек» - экспрессионистская драма. Новаторское решение оперных форм, преобладание декламационности. Концерт для скрипки с оркестром, опера «Лулу». Более свободное применение додекафонного принципа. А.Веберн (1883-1945) - наиболее последовательный приверженец додекафонии. Утонченно-лирическая природа музыки, преобладающий интерес к камерным жанрам.
Додекафо́ния (от греч. δώδεκα — двенадцать и греч. φωνή — звук) — техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов» (нем. «Кomposition mit zwölf nur aufeinander bezogenen Tönen»).
ru.wikipedia.org›Додекафония
Сери́йная те́хника (нем. Reihentechnik) — техника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения ряд («серию») неповторяющихся звуков. Метод серийной техники систематически использовался в творчестве композиторов Новой венской школы (наиболее последовательно — у А. Веберна), хотя подходы к этому методу наблюдаются в творчестве и более ранних композиторов.
Наиболее распространённая разновидность серийной техники — додекафония, использующая серии из 12 неповторяющихся высот. Известны примеры недодекафонной серийной техники, с меньшим, чем 12 (например, в позднем творчестве И. Ф. Стравинского; подробный список примеров олиготоновых серий у композиторов см. в англоязычной Википедии), или с бо́льшим, чем 12, количеством звуков (примеры см. там же).
Sprechstimme (нем. букв. речевой голос; «шпре́хштимме»), Sprechgesang (нем. букв. речевое пение; «шпре́хгезанг») — техника распева текста, при которой точно соблюдаются ритмические длительности (зафиксированы в нотах), а линия звуковысот не выдерживается, хотя рельеф мелодии (в случае, если он нотирован) — пребывание на одной высоте, восхождение и нисхождение — в целом соблюдается.
Вокальную декламацию Sprechstimme, распространившуюся в авангардной музыке XX века, впервые применил Энгельберт Хумпердинк в своей мелодраме «Королевские дети» (нем. Königskinder, премьера 1897; была переработана в оперу, премьера 1910). Технику Sprechstimme активно внедрял в своих сочинениях Арнольд Шёнберг, наиболее последовательно — в вокальном цикле «Лунный Пьеро» (1912), а также в операх «Счастливая рука» (соч. 1913, премьера 1924) и «Моисей и Арон» (не окончена, премьера 1957), в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). В предисловии к «Лунному Пьеро» Шёнберг писал, что мелодия, указанная в вокальной партии с диагональным перечёркиванием штилей,
...не предназначена для пения. Задача исполнителя — превратить ее в речевую мелодию (Sprechmelodie), внимательнейшим образом отнесясь к обозначенной высоте звуков. Для этого исполнителю необходимо:
1. Выдерживать ритм так же точно, как в пении, то есть со свободой не большей, чем он может позволить себе в исполнении обычной вокальной мелодии;
2. Ясно сознавать различие между певческим звуком (Gesangston) и речевым звуком (Sprechton) — певческий звук твердо удерживает высоту, а речевой, едва ее обозначив, тут же покидает, повышаясь или понижаясь, при этом высотные соотношения отдельных тонов следует в исполнении в целом передавать.
Исполнитель должен остерегаться манеры произнесения «нараспев». Это абсолютно не имелось в виду. С другой стороны, ни в коем случае не следует стремиться и к реализму естественной речи. Напротив, различие между речью обычной и музыкально оформленной должно быть отчетливым. Но последняя никогда не должна напоминать пение.
Берг, Альбан
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Берг.
Альбан Берг | |
| |
Основная информация | |
Дата рождения | 9 февраля 1885 |
Место рождения | Вена |
Дата смерти | 24 декабря 1935 (50 лет) |
Место смерти | Вена |
Страна | Австрия |
Профессии | композитор |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
А́льбан Берг (нем. Alban Berg, 9 февраля 1885, Вена — 24 декабря 1935, Вена) — австрийский композитор. Один из виднейших представителей музыкального экспрессионизма и Нововенской композиторской школы.
Содержание
- 1 Биография и творчество
- 2 Сочинения
- 3 Обработки произведений других авторов
- 4 Цитаты
- 5 См. также
- 6 Литература
- 7 Ссылки