1. Детям требуется знать, зачем правило нужно. Почему надо себя ограничивать, и что будет, если этого не делать. Ребенку необходимо понимать, что он справляется с собой не просто так, а в своих собственных интересах.
2. Если ребенок понимает и принимает правило и готов действовать в соответствии с ним, то научится саморегуляции. Это важно для развития личности. Он начинает пытаться с собой справляться самостоятельно, не рассчитывая на взрослого. Работающие правила сразу снимают с родителя необходимость постоянного контроля. Конечно, пригляд нужен, но в ситуации работающих правил детям можно доверять.
3. Ребенок должен быть уверен, что сможет правило выполнить, что оно ему по силам и что оно обоснованно. «Правило соблюдается, если ребенок этому правилу доверяет, — говорит Елена Юдина. — Оно его не подведет. Что это значит? Например, то, что оно для всех». Такие правила дают ребенку уверенность в том, что он в безопасности и может спокойно действовать.
4. В работающем правиле нет нарушения эмоционального благополучия. В дошкольном возрасте это единственный фон, на котором ребенок может что-то делать. По мнению психолога, «если подорвано эмоциональное благополучие, если подорвана уверенность в том, что он может пробовать много чего, — будет серьезно страдать детское развитие».
5. Чтобы правило работало, нужно сделать ребенка его соавтором. Когда правила создаются вместе с детьми, они становятся частью личного действия. Это не означает, что ребенок начнет диктовать свои правила. Взрослый все равно остается главным, иерархия должна сохраняться. Ребенок участвует в обсуждении, но руководит процессом родитель.
Свод правил должен быть очень подробным. Хорошо перечислить детально все возможные ситуации его применения или, наоборот, несоблюдения. Тогда ребенок почувствует правило своим и будет очень стараться его выполнить.
Кроме того, в компании других детей он будет помогать соблюдать его своим братьям, сестрам или друзьям.