За 2007 год в Российской Федерации произошло 233809 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 33308 человек, а 292206 человек получили ранения (рис.4.36).
Определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Из-за нарушения ими ПДД в 2007 г. совершено свыше трех четвертей (80,9%) всех происшествий. Всего в течение года по вине водителей произошло 195488 ДТП, в которых 27729 человека погибли и 257883 получили ранения. Структура распределения количества ДТП по их видам (рис.4.37) не претерпела существенных изменений. Самым распространенный вид ДТП – наезд на пешехода 41,3%, вторым видом по количеству ДТП является столкновение транспортных средств 30,6%.
Основным фактором аварийности, выявляемым при анализе статистических данных о ДТП, можно отнести низкую дисциплину водителей транспортных средств (рис.4.38). Наиболее распространенным нарушением Правил дорожного движения является неумение водителей выбирать безопасную скорость движения, отвечающую конкретным дорожным условиям 29,2%, что свидетельствует о низком уровне подготовки водителей. Большое количество ДТП 15,2% совершается лицами, не имеющими права управления транспортным средством, т.е. не являющимся водителем.
|
|
Пешеходы являются самой многочисленной группой участников дорожного движения. Игнорирование ими требований безопасности оказывает значительное влияние на уровень аварийности в стране. Из-за нарушений ПДД пешеходами в 2005 г. зарегистрировано каждое пятое (22,2%) ДТП, в которых погибли 7898 и ранены 43920 человек. Чаще всего пешеходы страдают (65,4%) от перехода проезжей части в неустановленном месте и вне пешеходного перехода.
Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).
В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.
Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастает в аварийную, и наезд станет неизбежным.
|
|
Все ДТП подлежат тщательному изучению и внимательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных.
Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспертами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.
Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств
Наибольшее количество ДТП наблюдается в России в мае – октябре. За эти шесть месяцев совершается более 60% от общего годового количества ДТП (рис.4.39). Максимальное количество ДТП и пострадавших в них людей приходится на август. Очевидно, в это время в дорожном движении участвует максимальное количество транспортных средств.
Распределение количества ДТП по дням недели также имеет неравномерный характер (рис.4.40). Наибольшее количество ДТП совершается в конце недели с пятницы по воскресенье (46,2%).
В течение дня загруженность дорог резко возрастает в период с 16 до 22 часов. В этот период совершается около 40% ДТП (рис.4.41).
По данным статистики в общей структуре дорожно-транспортной аварийности из-за их многочисленности водители и пассажиры легковых автомобилей (46,3%), а также пешеходы (36,4%) составляют самые многочисленные категории пострадавших участников дорожного движения.
<<Назад