Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Познакомьтесь с материалом урока любым удобным для вас способом
1) по ссылке видио-урока
https://youtu.be/zMk8lLdUGB8
2) по учебнику стр 15-20
3) по представленному ниже (после задания) материалу.
Выполните задание.
Создайте произвольную композицию из геометрических тел, основываясь на представленном теоретическом материале.
Материалы для выполнения работы: цветная бумага, альбомный лист, клей карандаш, ножницы.
Готовые работы (фото или скан) присылайте на почту t_postnikova_84@mail.ru или приносим в школу до 10 сентября своему классному руководителю (зайду к вам в класс и заберу на проверку), работу обязательно подписывать: фамилия, имя и класс(обязательно!!!или не получите оценку)
Примеры работ:
(чужие идеи не копируем)
Что такое композиция?
Главное в композиции – создание художественного образа. Картины,написанные в разные эпохи и в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Давайте дадим определение понятию Композиция.
|
|
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.
Композиционные схемы помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды».Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста, везде контрасты и противопоставления, в картине две диагонали, светлые пятна кафтана воина и головы лошади создают ощущения глубины пространства. Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали, а введение пик с флажками создало ритмическое разнообразие и сделало композицию живой.
Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Каждый вид искусства наряду с общими закономерностями композиции имеет свою специфику.
|
|
В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени, цвет, формат, размер произведения и т.д.
Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов (линий и пятен) на плоскости.
Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность.
Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.
Мы имеем пустое пространство. Чтобы получился диалог между чем-то и чем-то, необходимо что-то, что стало бы спорить с этой пустотой.
Этим что-то может быть любое изображение.
Симметрия. Что такое симметрия? Встречается ли симметрия в природе? Назовите симметричные объекты, созданные людьми и созданные природой.
Все мы знаем, что симметрия в природе существует. Кристаллические структуры и организмы животных, геологические образования и элементарные частицы подчиняются этому закону.
Симметрия предполагает собой некий определенный порядок, математическую закономерность расположения элементов относительно друг друга и в пространстве.
Симметрия встречается не только в объектах, созданных человеком, мы сплошь и рядом встречаем симметрию в природе, именно оттуда изначально брал пример человек, создавая какие либо объекты и предметы, именно поэтому древние считали симметрию условием красоты и гармонии.
Симметрия снимает зрительное раздражение диспропорцией черного и белого и создает гармонию, ценой исчезновения изобразительного эффекта.
Симметрию можно выстраивать вокруг точки (радиальная), вокруг одной оси, вокруг нескольких осей.
Для достижения равновесия может быть использован прием симметрии.
В таких ситуациях композиция превращается в орнамент.
Становится монотонной и однообразной.